Для новичков

«Молитвой очищаю очи веры моей, чтобы не потерять во мгле Тебя, звезда моя светлейшая»

Святитель Николай Сербский

Спас в силах / Андрониково евангелие, нач. XV в. Христос-юноша в облачной мандорле, из углов которой исходят лучи, где разместились символы евангелистов. В руках Спасителя раскрытая книга: «Си заповедаю, да любите друг друга».

 

Митрополит Антоний (Сурожский) (1914-2003), архиепископ Великобритании и Ирландии, Патриарший экзарх Западной Европы (1965-1974), почётный доктор наук Абердинского университета (1973), Кембриджского университета (1996), Московской Духовной академии (1983) и Киевской духовной академии (1999), один из известнейших православных миссионеров XX века.

«Беседы для начинающих молитвенный путь. Выбор молитвы»

«Простая и прямая параллель – это высказывание святителя Феофана Затворника, который говорит: “Сознание присутствия Божия должно быть у нас таким же ясным, как зубная боль”. Когда у вас болят зубы, вы об этом не забываете. Вы можете разговаривать, можете читать, прибирать, петь или делать что угодно – зубная боль при вас непрерывно, и вы не можете избежать ее назойливого присутствия. И он говорит, что подобным же образом мы должны воспитать боль тоски в своем сердце. Речь не идет о физическом сердце, но о том, чтобы в то мгновение, когда мы выпали из молитвенного соприкосновения с Богом, в наших тайниках вкоренилась такая “боль”, которая была бы отчаянной тоской по Нему, чувством, что – “вот, я один; где же Он? Только если молитва, которую вы хотите принести Богу, достаточно осмысленна и значительна для вас самих, вы сможете встать с ней перед Господом».

 

Митрополит Иларион (Алфеев) (1966), архиерей Русской Православной Церкви, митрополит Волоколамский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, богослов, патролог, церковный историк, композитор и педагог.

«О молитве»

«Между человеком и Богом существует множество барьеров, которые преодолеваются только с помощью молитвы. Часто спрашивают: зачем нужно молиться, просить у Бога что-либо, если Бог и так знает, что нам нужно? На это я бы ответил так. Мы молимся не для того, чтобы у Бога что-то выпросить. Бог не может быть лишь «вспомогательным средством» в наших земных делах. Главным содержанием молитвы должно всегда оставаться само предстояние Богу, сама встреча с Ним«

ВИДЕО «Что нужно знать о молитве каждому православному. 10 тезисов. ДЛЯ НОВОНАЧАЛЬНЫХ» (продолжительность 6:58)

 

Иерей Валерий (Духанин) (1976), кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской семинарии по учебной работе, редактор радио «Радонеж», писатель. 

«Как научиться правильной молитве: советы святителя Игнатия (Брянчанинова)»

«Жизнь христианина немыслима без молитвы. К молитве обращаемся мы в самых разных обстоятельствах жизни – и в скорбных, и в радостных. Само возрастание христианина в духовной жизни предполагает возрастание и укрепление его именно в молитве. Что же такое молитва? Какой она должна быть? Как научиться молиться правильно? Разобраться в этом нам поможет святитель Игнатий (Брянчанинов), чья жизнь прошла в непрестанной молитве и чьи творения напитаны святоотеческим опытом молитвенного делания».

 

Протоиерей Максим (Козлов) (1963), священник Русской Православной Церкви, профессор Московской духовной академии (2006), богослов, педагог и религиозный публицист. Председатель учебного комитета РПЦ (c 2018 года).

«К молитве нужно относиться творчески»

«…чаще всего новоначальных нужно скорее ограничивать от передозировки. Мой опыт говорит скорее о другом: новоначальные в неофитском рвении стремятся взять больше, чем они могут. Им скорее нужно сказать: «Читай вот это и все, миленький, потом когда-нибудь будешь больше молиться. Не нужно трех кафизм читать»».

 

Игумен Нектарий (Морозов) (1972), священник Русской Православной Церкви, настоятель храма Святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова, руководитель епархиального информационно-издательского отдела, писатель. 

«Молитва — это шаг по воде. Как научиться беседовать с Богом?»

«А молитвословы, где содержаться указания, в каком случае и кому молиться, сами по себе злом не являются. Злом они могут оказаться для человека, который понимает религию очень примитивно. Условно говоря, если молитвослов — всего лишь «инструкция по применению святых», то ничего хорошего из этого не получится».

 

Протоиерей Николай (Катальников): «Нужно заполнить жизнь молитвой…»

«Почему нужна молитва утром и вечером? Можно зубы не чистить, можно не мыться; какие последствия – мы знаем…»

 

«Можно ли молиться своими словами?» — ответы священников.

«Каждый человек может молиться своими словами. Но молитвы из молитвослова составлены святыми, и их молитвы позволяют нам почувствовать и пережить то, что они сами чувствовали и переживали. Сравнивать свои собственные молитвы с молитвами святых все равно, что сравнивать музыку Шопена и мелодию, которую ты сочинил и напеваешь, стихи Пушкина и твои стихи…»

 

«Критерии ложной и правильной молитвы. Правильно ли мы молимся?» — ответы священников.

«Бог не нуждается в нашей молитве (Он ни в чем не нуждается). В молитве нуждаемся мы сами, чтобы стать ближе к Нему, прояснить и очистить душу, ответить любовью на Его любовь. Именно это и «угодно Богу». Поэтому «критерий правильной молитвы» – это мы сами, наше состояние, наша жизнь».

 

Ошибка в тексте