Подготовка и внимательность для плодотворной молитвы

Спас в силах / Андрониково евангелие, нач. XV в. Христос-юноша в облачной мандорле, из углов которой исходят лучи, где разместились символы евангелистов. В руках Спасителя раскрытая книга: «Си заповедаю, да любите друг друга».

 

Святитель Феофан Затворник (1815 — 1894), епископ Русской Православной Церкви, богослов, публицист-проповедник. Прославлен в лике святителей.

«Как достигнуть надлежащей нерассеянной молитвы»

«Извольте отказать себе в этом грешке и ни под каким видом не позволяйте себе ветреничать в отношении к молитве. Доведите себя до убеждения, что такое отношение к молитве есть преступление, и преступление тяжелейшее — уголовное. Считайте молитву первым в жизни своей делом и такою в сердце своем имейте её. Затем и приступайте к ней как к первому делу, а не как к междуделию…»

 

Митрополит Иларион (Алфеев) (1966), архиерей Русской Православной Церкви, митрополит Волоколамский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, богослов, патролог, церковный историк, композитор и педагог.

«О внимании»

«Оказаться наедине с собой в запертой комнате еще не значит обрести тишину, и прекратить разговаривать еще не значит достичь безмолвия. Древне-церковные писатели называют рассеянность ума во время молитвы «парением» (meteorismos – движение, подобное полету метеорита). Они говорят о том, что причиной рассеянности бывает неумение человека справляться с помыслами – посторонними греховными образами, фантазиями и мечтаниями, появляющимися в уме. Различают несколько стадий развития помысла в уме человека…»

 

Митрополит Афанасий (1959),  епископ Кипрской Православной Церкви, митрополит Лимассольский, известный проповедник, писатель.

«Условия для совершенной молитвы»

«Молитва требует создания определенных условий. Она не есть нечто, совершаемое просто так – здесь и сейчас; не будет так, чтобы мы нажали кнопку – и тотчас внутри нас начала совершаться молитва. Чтобы человек мог помолиться, необходимы определенные условия внутри него самого. Надо духовно трудиться, чтобы молитва дала результат. Ведь молитва есть итог всех духовных деланий, какие мы совершаем. молитва – это не психосоматический метод, такой как, например, йога; молитва – это не какое-то размышление, но это – синергия человеческой воли и благодати Святого Духа»

 

Протоиерей Давид Цицкишвили, клирик тбилисского храма великомученика Георгия в Клдисубани, доктор психологии, преподаватель Тбилисской духовной семинарии и академии. 

«Как психологически настроиться на молитву?»

«Некто однажды обратился к великому афонскому старцу Паисию с такими словами: «Вот я каждый день молюсь, но после вечерних молитв ничего не чувствую, словно бы и не молился. Почему?» Ответ был таков: «Как же ты прочувствуешь молитву, когда непосредственно перед этим несколько часов сидел у телевизора, поглощал разную информацию, а выключив телевизор, тотчас же приступил к молитве?..»

 

Диакон Павел Сержантов: «Сила молитвы. Как усилить нашу немощную молитву?»

«Все эти приемы, усиливающие молитву (молитва вслух, краткословная, частая и продолжительная, соборная) будут плодотворными только при соблюдении определенного условия: между небом (Богом) и землей (человеком) не должно быть железного занавеса. Человек молящийся не должен закрываться от небесного дождя железной крышей…»

 

Николай Евграфович Пестов (1892-1982), богослов, историк православной Церкви, доктор химических наук, профессор, кавалер ордена Ленина. 

«Собранность и внимание в молитве»

«Если говорить об идеале молитвы для новоначального, это будет еще тщательная внешняя отделка, как чеканка драгоценной вещи искусным мастером. Тогда, снисходя к проявленному усердию, Господь поможет и вниманию ума, и пробудит и теплоту сердечную. Здесь следует учитывать психологический закон, что наше внимание воспринимает сильнее и глубже все то, что проходит перед ним медленно. Быстро произносимые слова скользят по поверхности сознания и чувства и не кладут на сердце должного отпечатка».

 

«Как преодолеть рассеянность в молитве?» — советы священников. 

Наверное, каждому знакомо такое состояние: начинаешь молиться и вдруг через какое-то время понимаешь, что слова молитвы не трогают сердце, произносятся механически, а мысли давно уже переключились на какие-то бытовые проблемы. Как сохранить сосредоточенность на молитве, как избежать рассеяния? Свои советы дают пастыри Русской Церкви.