XVII. Об умеренности в молитве

161. Если не имеешь твердой, непостыдной веры в Бога, как Всеблагого и Всемогущего, не приступай поспешно просить Его о даровании какого-либо блага: иначе диавол сразит и уязвит тебя маловерием или неверием в возможность исполнения твоей молитвы, и отойдешь от лица Божия посрамленным, унылым и мрачным. – Не будь легкомыслен, но наперед «сядь, разочти, – по слову Господню, – свое имение душевное, или взвесь веру свою – аще имаше елика суть на совершение»Аще ли же ни, – видящие твою несообразность бесы начнут смеяться над тобою, говоря: «сей человек начат здати и не може совершити» (Лк. 14, 28–30). – Так, прежде молитвы сообрази степень твоей веры и, нашедши ее достаточною, живою, твёрдою, непостыдною, – приступай ело к престолу благодати, «да приимешь милость и благодать обрящешь во благовременну помощь» (Евр. 4, 16).

162. Будь умерен во всех религиозных делах, ибо и добродетель в меру, соответственно силам, обстоятельствам времени, места, трудам предшествовавшим, есть благоразумие. Хорошо, например, молиться от чистого сердца, но коль скоро нет соответствия молитвы с силами (энергию), различными обстоятельствами, местом и временем, с предшествовавшим трудом, то она уже будет не добродетель. Потому апостол Петр говорит: «покажите …в добродетели разум (то есть не увлекайтесь одним сердцем) в разуме же воздержание, в воздержании – терпение» (2Петр. 1, 5–6).