Преподобный Ефрем Сирин. «Если не воздержишься от скитания очей, то не проложишь прямых стезей целомудрию»

Икона. Ефрем Сирин.

Подвиг воздержания относится не только к получению удовольствия от яств, но простирается на всякое устранение препятствий (к духовности). Поэтому воздержанный, побеждая чрево, не будет (в то же время) уступать славе человеческой, и преодолевая постыдную похоть, не поработится богатством или другим каким-нибудь неблагородным расположением, например гневом.

Есть воздержание языка – не говорить много и не говорить пустого, владеть языком и не злословить, не празднословить.., не клеветать одному на другого.., не пересуживать брата, не открывать тайн, не заниматься тем, что не наше.

Есть воздержание и для глаз владеть зрением, не устремлять взора или не смотреть внимательно на все приятное или на что-либо неприличное.

Испроси себе Хранителя оку твоему, пусть не смотрит оно на возбуждающее к вожделению и не передает похоти сердцу, чтобы сердце не разлучалось с Царством.

Не дозволяй глазам своим смотреть по сторонам и не всматривайся в чужую красоту, чтобы с помощью глаз твоих не низложил тебя противник твой.

Кто обуздывает очи свои, тот делается легким, а у кого взор блуждает, тот возлагает на себя бремя.

Кто постоянно хранит взор чистым и целомудренным, тот узрит наивысшую красоту рая.

Есть воздержание и в слухе — владеть слухом и не поражаться пустою молвой.

Есть воздержание в раздражительности – владеть гневом и не вдруг воспламеняться.

Есть воздержание от славы – владеть своим духом, не желая прославления, не искать славы, не превозноситься, не искать чести и не надмеваться, не мечтать о похвалах.

Есть воздержание помыслов — низлагать помыслы страхом Божиим, не склоняться на помыслы обольстительные и воспламеняющие не обольщаться ими.

Есть воздержание в еде – владеть собой и не выискивать пищи обильной или дорогих яств, не есть не вовремя…, не предаваться духу чревоугодия, не возбуждаться алчностью и вкусом пищи и не желать то одной, то другой.

Есть воздержание в питии – владеть собою и не ходить на пиры, не услаждаться приятным вкусом вин, не пить вина без нужды, не выискивать разных напитков, не гоняться за удовольствием пить искусно приготовленные смеси, не употреблять без меры не только вина, но и воды. Есть воздержание в пожелании, в порочном сластолюбии — владеть чувством, не потакать случайно возбудившимся пожеланиям, не склоняться на помыслы, внушающие сладострастие, не услаждаться тем, что впоследствии возбуждает в себе ненависть, не исполнять волю плоти, но обуздывать страсть страхом Божиим.

Воздержан тот, кто свободен от пристрастия смотреть на женские лица, не пленяется внешностью, красотой, не уловляется словами лести, не остается вместе с женщинами, особенно – нескромными, не длит беседы с женами.

Велика награда за воздержание, и нет предела его величию. Поэтому подлинно блажен, кто приобрел воздержание.

Блаженны воздержанные, потому что их ожидают райские радости.

За то воздержание, каким изнурил ты себя здесь, красота твоя воссияет в брачном чертоге.

Преподобный Ефрем Сирин. «Если не воздержишься от скитания очей, то не проложишь прямых стезей целомудрию». Добротолюбие. Т.2.