Ответ

   Можно представить Исповедь без Причастия. Как это можно объяснить? Почему так сложилось и как правильно к этому относиться?

 

Давайте посвятим несколько минут тому, чтобы проследить историю чинопоследования этих таинств. В Древней Церкви исповедь была явлением не столь частым, как сейчас. Исповедовались те люди, которым по канонам предписывалось покаяние, совершившие такое преступление, за которым следовало отлучение от Церкви или та или иная мера дисциплинарного наказания, всегда подразумевавшая отлучение от Причастия. Остальные члены общины с сокрушенным сердцем приходили к Святым Дарам и причащались каждый день Господень, то есть каждое воскресенье. И эта практика была доминирующей примерно до конца III – начала IV века. Потом ослабла дисциплина в Церкви. Против этого очень возражал святитель Иоанн Златоуст, говоря: «Ну как же вы стоите в храме, с сердцем несокрушенным приступаете к святыне и ругаетесь перед тем, как принимать Святые Дары!» Это ослабление горения перед Богом потребовало со стороны Церкви большей строгости по отношению к приходящим, и таким образом развивается чин исповеди как почти обязательный накануне Причастия.

 

   В то же самое время многие Поместные Церкви, существующие поныне, не знают такой жесткой связки. Думаю, было бы очень полезно изучить документ, который был принят в Русской Православной Церкви, называется он «Об участии верных в Евхаристии». Там описываются ситуации, в которых исповедь может быть необязательной перед причащением: допустим, дни Светлой недели, когда вся Церковь торжествует единый день Пасхи или когда исповедники известны священнику и он представляет себе их духовное устроение. Если человек причащался накануне или два-три дня назад, например, так совпало, что был большой праздник (к примеру, Вознесение, в четверг), а в следующий воскресный день сердцем желает причаститься и есть надежда, что он ничего остро греховного, криминального не совершил, то, может быть, имеет смысл разрешить ему причащаться без исповеди, если священник его знает. Такая практика тоже существует, она укладывается в практику Древней Церкви.

 

   Интересно, что Древняя Церковь подразумевала под исповедью, под тайносовершительной молитвой именно молитву: «Примири и соедини его (то есть грешника) Святой Твоей Церкви…» Грешник отпал грехом и теперь приходит к Церкви. А молитва, которую мы привыкли сейчас слышать – «Я, недостойный иерей (такой-то), властью мне от Него (от Бога) данной, прощаю и разрешаю тебя от грехов твоих», – переносит центр тяжести на власть священника вязать и решить, она более поздняя и является итогом латинского влияния. Таким образом, и сама традиция постоянного прибегания к исповеди более поздняя, чем это было принято в Древней Церкви.