ОТВЕТ

Чем отличается Соборование от Исповеди? 

Исповедь, Причастие и Елеосвящение (в просторечии «Соборование», поскольку в древности помазание маслом больного совершалось собранием, или «собором», семи священнослужителей) – это разные священнодействия, которые совершаются независимо друг от друга. Но в некоторых моментах молитвы перед Исповедью перекликаются с молитвами при Елеосвящении, где тоже есть просьбы о прощении вольных и невольных грехов у того, кто прибегает к Елеосвящению. Помазание на вечерней праздничной службе не относится никак к Елеосвящению, это просто традиционное благословение.
Направленность Исповеди и Елеосвящения, тем не менее, разная. Исповедоваться можно и нужно каждый раз, когда есть потребность в примирении своей совести с Богом и ближними. Елеосвящение же совершается над больными, когда у Бога испрашивается об их исцелении, — традиция помазания болящих елеем во имя Господа идет еще с апостольских времен (см. Иак. 5, 14-15). Здоровые могут прибегать и к Исповеди, и к Причастию регулярно, независимо от их хорошего или плохого самочувствия. А к Елеосвящению (Соборованию) здоровому человеку прибегать нет никакой необходимости. Так же как нет необходимости в повторном Соборовании больного при одной и той же болезни, если она от него не отступила. Но ради снисхождения и уступки многим людям, желающим прибегать к Елеосвящению, в современной приходской практике Елеосвящение обычно устраивается в храмах раз в год, Великим постом.

Священник Филипп Парфенов