Можно ли молиться в Церкви за людей крещеных, но нецерковных, далеких от веры?

Нередко можно слышать мнение о том, что нельзя отпевать людей нецерковных, далеких от веры и молиться о них в храме.

Встреча человеческой души с вечностью всегда тайна, о которой ведает только Бог и сам усопший. О чем были мысли человека в последний час, в последнюю минуту земной жизни, нам неведомо. Может быть, он обратился в последний миг своего земного бытия к Богу с молитвой: «Помяни мя, Господи и помилуй». Как разбойник покаялся, вися на кресте.

Опять же, степень веры у каждого человека может быть очень разной. Поэтому общецерковная практика – отпевать всех крещеных людей (кроме самоубийц) и молиться за них на службе. Люди нашей страны 70 лет были оторваны от духовных традиций, запутались и очень многие так и не пришли в Церковь. Даже ныне процент по-настоящему воцерковленных людей очень невелик. Поэтому не будем уподобляться некоторым старообрядцам, которые не отпевают человека, если он уже год не причащался. Нужно проявлять снисхождение к человеческой немощи.

До Страшного Суда ничья участь окончательно не определена. В истории имеется много примеров, когда по молитвам Церкви и близких человек избавлялся от вечного осуждения. Святой мученик Уар, явившись Клеопатре, которая имела особое попечение о его святых останках, сказал ей, что умолил Бога отпустить грехи ее родственникам. Святитель Марк Эфесский пишет: «И нет ничего удивительного, если мы о них молимся, когда, вот, некоторые (святые) лично молившиеся о нечестивых, были услышаны; так например, блаженная Фекла своими молитвами перенесла Фалкониллу из места, где нечестивые были держимы; и великий Григорий Двоеслов, как повествуется, – царя Траяна. Ибо Церковь Божия отнюдь не отчаивается в отношении таковых, и всем в вере усопшим, хотя бы они и были самыми грешными, вымаливает у Бога облегчение, как в общих, так и частных молитвах о них».

Священник Павел Гумеров