Иеромонах Арсений (Минин) «Благодарение, покаяние и прошение»

Человек, стоящий на молитве, – то же, что воин на поле брани: тут время стяжания, драгоценные минуты духовной купли для того, кто противится врагу и, не внимая внушениям его, усиливается в молитве, трудится, подвизается, призывая на помощь Подвигоположника Господа. Искушения вражеские во время молитвы бесчисленны: враг в эти минуты приводит на память такие житейские дела, исполнение которых представляется необходимым и неотложным, а неисполнение влечет за собой важные потери.

Но если хочешь, чтобы молитва твоя была услышана, то весь предайся воле Божией и отложи всякое попечение о житейском. Благодать Божия напомнит тебе и после молитвы о том, что действительно тебе нужно. Но если бы и случилось ради молитвы иное забыть и потерпеть от этого упущение в житейских делах, то так как это последовало ради Бога, то Он, Всеблагий, воздаст за это сторицей. Будь во время молитвы глух, слеп и нем ко всему и всем, кроме Бога. «Начало молитвы, – как пишет св. Лествичник, – состоит в том, чтобы отгонять помыслы при самом их появлении; средина ее есть то состояние, когда ум наш не расхищается помыслами, а совершенство молитвы состоит в восхищении к Богу от всего существа нашего».

Прежде всего надо произнести искреннее благодарение Богу, потом исповедать грехи и с сокрушением души каяться в них, и наконец, да представляем Царю всяческие наши прошения.

Восстав от сна, первая мысль твоя да будет благодарение Богу. С этой же мыслью и ко сну отходи, имея в уме, что одр твой, быть может, сделается гробом твоим. Прощение обид, даже самых тяжких, необходимо для успеха в молитве, памятуя слово Апостольское: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 26).

Ангелом Господним открыто было одному из монашествующих о следующем благоприятнейшем образе молитвы: прежде всего надо произнести искреннее благодарение Богу, потом исповедать грехи и с сокрушением души каяться в них, и наконец, да представляем Царю всяческие наши прошения.

Видим из св. Евангелия, что некий судья исполнил просьбу одной вдовицы, убежденный лишь неотступностью ее, так же и друг, который сначала отказал было другу своему в просьбе его, но когда тот, не отходя от него, продолжал умолять, то он, наконец, уступил его настойчивости (Лк. 18, 5). Притчами этими Господь учит нас, что и мы должны поступать таким же образом, чтобы получить проcимое.

Учители Церкви и все св. отцы заповедали во время молитвы иметь смирение и сердечное сокрушение о своих грехах и сказали: если человек в своем сердце не сознает себя грешником, то Бог не услышит его. Это мы видим из молитвы Фарисея и Мытаря. Молитва, растворенная слезами смирения и покаяния, непременно будет услышана. Изливаясь из души смиренной, она, по словам Премудрого, проникает облака и не останавливается, пока не дойдет до Господа. Молитва смиренная отверзает небеса и преклоняет на милость разгневанное Правосудие Божие: «Смиритесь пред Господом и вознесет вас» (святитель Иоанн Златоуст).

Мытарь, когда молился, не дерзал даже и взглянуть на небо или воздевать свои руки, но ударял себя в грудь и, исповедуя грехи, смиренно просил помилования, тогда как велеречивый Фарисей исчислял мнимые свои добродетели и как бы требовал от Бога награды. Что же вышло? Тот помилован, а тот осужден.

«Помыслим, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – к кому мы приступаем и зачем? Что желаем получить? – Мы приступаем к Богу, при созерцании Которого Серафимы отвращают лице, не имея сил сносить сияние. Приступаем к Богу, Который живет во свете неприступном. Приступаем для того, чтобы Он избавил нас от геенны, отпустил нам грехи наши, освободил нас от нестерпимых наказаний и даровал нам небо и его блага». Итак, припадем к Нему и телом, и мыслью, чтобы Он Сам воздвиг нас лежащих, будем беседовать с Ним с кротостью и со всяким смирением (Иак. 4, 10).

Какое благо может быть выше этого, чем беседовать с Господом и пребывать в непрестанном соединении с Ним? Многое время пребывая в молитве и не видя плода, не говори, что будто ты ничего не приобрел и ничего не исправил: ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение и исправление.

Преподобный Иоанн Египетский, пустынник и затворник, называемый Прозорливым, между прочими советами пришедшим к нему за наставлением братьям дал следующую заповедь: «Никогда не надо высокомудрствовать во время молитвы, не почитать себя праведным, но со смирением и сердечным сокрушением непрестанно взывать к Богу о помиловании и помощи на трудном и скользком пути к спасению».

Не старайся многословить, беседуя с Богом, чтобы на изыскание слов не рассеялся твой ум. Мытарево одно слово, произнесенное из глубины сердца сокрушенного, умилостивило Бога, а велеречие фарисеево посрамило его. «На кого воззрю, – говорит Господь, – токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих» (Ис. 66, 2).

Хотя бы ты и на всю лестницу добродетелей взошел, однако и тогда о прощении согрешений молись, слыша Апостола Павла о грешниках говорящего: «От них же первый есмь аз». Многое время пребывая в молитве и не видя плода, не говори, что будто ты ничего не приобрел и ничего не исправил: ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение и исправление.

Какое благо может быть выше этого, чем беседовать с Господом и пребывать в непрестанном соединении с Ним? «Кто, занимаясь каким-либо делом, – говорит св. Лествичник, – и час молитвенный продолжает в нем упражняться, тот посмеян бывает от бесов, ибо эти воры о том и стараются, чтобы временем занятий часы молитвы у нас похищать. Оставление молитвы причиняет душе невидимую смерть.

Молитвой занимаясь, будь также всегда милостив, через эту добродетель еще здесь сторицей примешь и жизнь вечную наследуешь, а связанный страстью сребролюбия никогда не может чисто помолиться. Не оставляй молитвы до тех пор, пока огонь ее и воды слез сами от тебя стремительно не отойдут, ибо может быть другого таково времени к прощению грехов твоих во всю твою жизнь не получишь. Если ты какими словами молитвы усладился, продолжай их, ибо Ангел-хранитель твой молится тогда вместе с тобою.

Св. Никон видел однажды некоего инока, идущего и про себя читающего молитву, которая как пламень огненный исходя из уст его, достигала небес. Инок шел в сопровождении Ангела, имевшего в руках своих огненное копье, которым он отгонял бесов от него».

Св. Макарий Великий объясняет примером, каким образом упражнение в молитве низводит от Господа дар молитвы: «Хотя младенец, – говорит он, – ничего не может делать, однако же, он, ища матери, движется, плачет, и матерь сжалится над ним; она рада, что дитя с усилием и воплем ищет ее, и так как младенец не может идти к ней, то сама мать, преодолеваемая любовью к младенцу за долгое его искание, подходит к нему и с великой нежностью берет, ласкает и кормит его. То же делает и человеколюбивый Бог с душой, которая ищет Его».

Постоянно пребывающий в молитве, как учит св. Макарий Великий, как бы таинственно соединяется с Господом. Приняв Св. Духа, он воспламеняется любовью к Господу, возгорается ненасытным желанием сопребывания с Ним, по реченному: «Ядущие Мя еще взалчут, и пиющие Мя еще вжаждутся» (Сирах. 24, 23). Подобное состояние человека служит как бы предызображением того блаженства, которое уготовано любящим Бога в будущем веке.

Источник: Иеромонах Арсений (Минин) «Благодарение, покаяние и прошение» из книги «О чем и как нужно молиться»