Святитель Иоанн Златоуст. «Добрые дела суть как бы крепкие латы…»

Икона святителя Иоанна Златоуста

Прежде опыта, даже весьма легкие и сносные дела обыкновенно представляются нам весьма трудными, но когда мы испытаем их и примемся за них смело, то большая часть трудности исчезает, и бодрость, заступив место опасения и отчаяния, уменьшает страх, увеличивает удобоисполнимость и укрепляет добрые надежды.

Необходимо отогнать тот помысл, будто если мы не успеем наперед запасти добрых дел в мере, равной совершенным после них грехам, то ничто не удержит нас от сильного и полного падения. Напротив, добрые дела суть как бы крепкие латы, которые не попускают острой и губительной стреле сделать свое дело, но, быв сами рассечены ею, защищают тело от великой опасности. Посему отходящий туда со множеством и добрых и злых дел получит некоторое облегчение и в наказании и тамошних муках.

Не перестанем совершать добрые дела

Не перестанем совершать добрые дела, не откажемся от трудов, и если не будем в состоянии стать наряду с солнцем или луною, то не будем пренебрегать местом со звёздами.

Всякий… кто бы ни решился вести борьбу против людей, предпринимающих доброе дело, борется не против людей, но, прежде их, против Самого Бога, ими чтимого.

Великое воздаяние уготовано делающим добро, но оно бывает больше и обильнее, когда делающие это добро подвергаются еще опасностям и великому бесчестию.

Праведным обычно смиряться и после добрых дел.

Если бы тебе за… дело <угодное Богу> надлежало впасть в геенну, то и тогда разве следовало бы уклоняться, а не с великою готовностью приниматься за делание добра?

Мы потому забываем о добрых делах, что и благополучием пользуемся неумеренно, и, называя себя часто грешниками, говорим это неискренно.

Человек, делающий добро с гордостью, если только можно так делать добро, скоро дойдет до крайней погибели.

Ты, когда должен совершать что-нибудь подобающее Богу, предусматривай много опасностей, много лишений, много смертей и ни изумляйся, ни смущайся, когда это случается.

Когда ты или сам, сделав что-нибудь доброе, получишь неприятности, или увидишь, что другой потерпел это, то веселись и радуйся, потому что это служит тебе к большему воздаянию. Не падай духом, не бросай усердия, не становись ленивым, а, напротив, прилагай еще большее рвение.

Не отказывайся от добрых дел, и… никогда не отставай

Пока в силах, не отказывайся от добрых дел, и хотя бы видел, что бесконечное число раз прерывает тебя диавол, никогда не отставай.

Всюду необходимо упражнение в (добрых) делах, а без него и наименование христианином не может принести нам пользы.

Несомненно вменяются нам в отпущение грехов добрые дела, как и вера в правду.

Из добрых дел же те обыкновенно ценятся выше, которые служат на пользу другим.

Как доброе дело — помнить о своих грехах, так доброе же дело — забывать о своих добрых делах.

Памятование о своих добрых делах ведет нас к высокомерию… делает нас нерадивыми.

Не вспоминай о своих добрых делах, чтобы помнил о них Бог.

Что мы приготовим себе совершением добрых дел, то предупредит нас там, отворит двери дерзновения пред Господом.

Если мы делаем что-либо доброе, но делаем это не для того только, чтобы исполнить заповедь нашего Господа… то мы напрасно трудимся, лишая сами себя плода от этого доброго дела. Делающий что-либо доброе для получения славы от людей… пользуется уже здесь достаточною наградою, а там не получит никакого воздаяния за это дело.

Для человека, искренне любящего а, <угодить Ему> — это вожделеннее царства, потому что истинное царство состоит в том, чтобы доброю жизнью приобрести себе благоволение и милость Господа.

Не станем делать небрежно то, от чего зависит наше спасение, особенно когда от нас теперь требуется тем высшая степень добродетели, чем высшие получили мы блага.

Добродетельный всех, кто ни смотрит на него, заставляет хвалить своего Господа, а славословие их привлекает великую и неизреченную милость от Господа на того, кто побудил их к нему.

Будем предуготовлять себе великое дерзновение совершением добрых дел

Размышляя о тленности настоящего и о кратковременности нашей жизни, будем предуготовлять себе великое дерзновение совершением добрых дел.

Постараемся хранить себя неукоризненными, так, чтобы под предлогом добродетели не навлечь на себя подозрения в гордости, или под предлогом смиренномудрия не пренебречь добродетели, во всем будем соблюдать меру и в основание совершаемых нами дел полагать смирение, чтобы безопасно созидать нам здание добродетели.

Научимся иметь великое терпение, и никогда не ослабевать и не унывать в подвигах добродетели, будем знать, что Владыка наш, щедрый и многомилостивый, воздает нам за малые труды великими наградами, и что Он не только в будущем веке уготовляет для нас бессмертные блага, но и в настоящей жизни, утешая нас в немощах естества нашего, подает нам многие дары.

Пребывая добродетельными, и сами получим всегда пользы, и принесем пользу неверным.

Мы бедны добрыми делами не оттого, что не можем, а оттого, что не хотим (делать добро), и ясным этому доказательством служит то, что многие из подобных нам по природе людей сияют добродетелями.

Господь во всяком случае доброделания требует чистого намерения

Господь всяческих во всяком случае доброделания требует только чистого намерения.

О своих добрых делах нужно говорить, когда предвидится от этого очень большая польза. Кто объявляет и разглашает их без всякого повода, тот ничем не лучше поносителя, а кто делает это с тем, чтобы разуверить человека, расстроено (умом) и предубеждено против него, тот становится попечителем и благодетелем этого человека.

Облагодетельствованные тобою враги будут для тебя сильными ходатаями на Суде Божием — ты загладишь множество грехов и получишь награду.

Избирать лучшее, желать, стараться, предпринимать всякий труд — это зависит от нашей воли, а доводить свои желания до конца, не допускать падений и  достигать успеха в делах — это зависит от вышней благодати.

Всякое доброе дело есть плод любви

Если… желаешь, чтобы твои добрые дела были велики, то не почитай их великими.

Чем больше будем делать добра, тем меньше будем говорить о себе. Таким только образом можем приобрести величайшую славу и у Бога и у людей… и награду и великое воздаяние.

Если тот, кто имеет царя должником своим, почитает себя счастливым и безопасным на всю жизнь, то представь, как счастлив должен быть тот, кто своими добрыми делами, и малыми и великими, сделал должником своим человеколюбивого Бога, всегда живущего!

Невозможно, чтобы человек, ведущий добродетельную жизнь и свободный от всех страстей, когда либо был презрен, хотя и случится ему впасть в заблуждение, Бог тотчас привлекает его к истине.

Бог не допускает оставаться в неизвестности доброму делу, и если ты сам скроешь его, Он обнаружит, и тогда будет больше удивления и больше пользы.

За всякое доброе дело тогда бывает награда, когда оно приходит к надлежащему концу, если же оно прервется, не достигнув конца, то уже бывает кораблекрушение.

Что отвратительнее такого праведника… который, совершая какое-нибудь доброе дело, ожидает славы от толпы?

Когда, делая добро, потерпишь какое-нибудь зло, хотя бы на долгое время, не соблазняйся и не смущайся, тебе непременно воздаст Бог. Чем долее медлит это воздаяние, тем большее будет приращение.

Апостол обыкновенно и добрые дела называл дарованием благодати, потому что и для них нужна нам большая помощь свыше.

Бог требует не только обнаружения дел, но и благородной воли, и благоразумной мысли.

Всякое дело, сделанное по принуждению, теряет свою награду.

Кто много говорит, тот ничего не делает; кто много делает, тот ничего не говорит неуместного.

Служи всем, как господам, и скоро ты будешь иметь их слугами, порабощенными властью, сильнейшею власти суровейшего тирана.

Делай все из повиновения Господу и как бы ты все делал ради Него. Этого достаточно для побуждения и убеждения, и для того, чтобы не допустить никакого соблазна или беспорядка.

Великую и любомудрую душу ничто столько не поощряет к добрым делам, как сознание, что она чрез это уподобляется Богу.

Ничто так не делает тщетными наших добродетелей и не надмевает нас, как памятование о соделанном нами добре. Оно производит двоякое зло: делает нас беспечнейшими и гордыми.

Добрые дела без любви ничтожны

Какие бы ни были у кого добрые дела, без любви они ничтожны.

Причинит тебе кто-либо вред? Ты сделай ему добро. Если же ты сделаешь добро тому, кто тебе сделал добро, то ты не совершишь еще ничего важного.

Живые отличаются от мертвых не тем только, что смотрят на солнце и дышат воздухом, — не этим, говорим мы, а тем, что совершают что-нибудь доброе. Если же этого не исполняют, то становятся ничем не лучше мертвых.

Всякое доброе дело есть долг наш

Всякое доброе дело есть долг наш, и все, что мы ни делаем, есть исполнение долга.

Сколько бы… ты ни трудился, сколько бы ни старался, — не считай доброго дела своим, потому что если бы ты не получил помощи свыше, то все было бы напрасно.

Добрые дела светлее солнца, а противоположные им гнуснее всего!

Люди, украшенные добрыми делами, но не познавшие веры в Бога, подобны останкам мертвых, одетых в красивые одежды, но не чувствующих этой красоты.

Если ты сделаешь что-нибудь доброе и не получишь за это воздаяния в здешней жизни, не смущайся, тебя с лихвой ожидает за это награда в будущем веке.

Кто делает что-либо доброе ради того, чтобы добыть славу у людей, тот, будет ли он в состоянии пользоваться ею, или нет, получает уже здесь достаточную награду, и не получит за это никакого воздаяния там.

Награда бывает больше, если ты делаешь, не руководясь надеждой на награды.

Добрые и благочестивые достойны двойственной награды за то именно, что остались чистыми и нисколько не повредились от соприкосновения с порочными.

Кто под угрозою оков бывает добр, тот никогда не будет добр, — освобожденный от принуждения, он возвратится к прежнему.

Мы будем совершенно блаженными, если ради Бога сделаем столько, сколько делаем ради людей, ради славы пред людьми, ради страха, почета.

Ничего славного нельзя сделать без горячего желания.

Святитель Иоанн Златоуст. «Добрые дела суть как бы крепкие латы…». Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста