Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский «Степени молитвы»

Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский

Молитва имеет различные степени. Чаще всего случается, что не имеем желания молиться, несмотря на то, что пришло время молитвы. В этом случае надо себя побороть и читать определённые молитвы, со вниманием выговаривая или читая каждое слово. В начале это будет лишь механический труд, и молитва будет только внешняя. Но это не есть молитва лицемера и фарисея, о которых Христос сказал, что они его почитают только устами, а что сердце их далеко от Него (Мф. 15:8). Фарисеи и не старались приблизиться духовно к Богу, и молились только для того, чтобы показаться благочестивыми перед людьми. А здесь человек желает молиться, не думая о людской похвале, но молится только внешней молитвой потому, что его дух в тот час не приготовлен для молитвы.

За время этой внешней молитвы приходит настроение для искренней молитвы. Надо только желать этого и следить за молитвами, которые читаем. В этом случае не надобно заставлять себя что-либо ощущать или вызывать в себе чувство: оно бы было неискренно. Если внимательно читаем молитвы, тогда мы приготовимся для молитвы.

Сначала получим интерес о том, что читаем, и уже не должны заставлять себя быть внимательными. После этого мы получаем желание к молитве, находим в том духовное удовлетворение.

Затем мы отдаёмся молитве, забываем о всём земном, переносясь мыслию к Богу. Наконец, достигаем высшей степени молитвы, когда наш ум всегда направлен к небесам, и когда наш дух находится в непрерывном разговоре с Богом. Человек всё сознаёт: может всё делать и о всём думать, но в это же время его ум молится Богу и просит от Него руководства. Это уже непрерывная молитва, к которой должны все стремиться, но её могут иметь только великие молитвенники и ревнители благочестия.

Иногда, когда они отдаются не только внутренней, но и внешней молитве, они ощущают такое блаженство, что забывают всё мирское и предчувствуют блаженство вечной жизни с Богом. Такое состояние не продолжается долго. «Отними от меня волны Твоей благодати, чтобы я не умер от полноты блаженства», – молился один подвижник.

Но и в остальное время такие подвижники так одушевлены, что никакие тяжести этой мирской жизни не в состоянии победить мир и блаженство, которое царствует в их душах. Они радостно всё переносят ради имени Христова. Вера – их твёрдая опора. Они в постоянном общении с горним светом.

Однажды пришли к преподобному Серафиму Саровскому (2 июня 1833 г.) люди из его края и спрашивали у него, что передать его родственникам. Преподобный посмотрел тогда на иконы и сказал: «Эти – мои родственники». Это не были только слова, но постоянное общение со святыми стало причиной того, что они в действительности стали самые лучшие и самые дорогие приятели великого молитвенника.

Разумеется, этого состояния могут достигнуть только некоторые. Но каждый христианин должен трудиться сам и направлять своих ближних на молитву; должен потрудиться сам, сколько в силах, чтобы получить благодатные дары, которые получаются через молитву.

Источник: Святитель Иоанн (Шанхайский) «О молитве. Глава VII» (Азбука.ру)