РАЗВИТИЕ СТРАСТИ (СХЕМА РАЗВИТИЯ ГРЕХА)

Бесы, свергаемые с неба. Икона «Страшный Суд». 2-я пол. XVI в.

 

Святитель Николай (Могилевский) (1877-1955), епископ Русской Православной Церкви, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. Причислен к лику святых в 2000 году.

«Пленение сердца (как развиваются страсти)» из книги «Не поклонимся греху: святоотеческое учение борьбе со страстями»».

«Переход к греховности начинается собственно с беседы с помыслами. Если подвижник вступает с вошедшим в него прилогом во внутреннюю беседу, то тем самым он выражает появившемуся гостю свое сочувствие. В сочувствии или несочувствии помыслу уже сказывается некоторое участие воли, а где «соизволение — там начало греха».

 

Епископ Варнава (Беляев) (1887 — 1963), священник Русской Православной Церкви, аскетический писатель, юродивый.

«Грех по его развитии в человеке. Зарождение греха» из книги «Основы искусства святости. Том 1. Отдел III. Душевный человек в борьбе со страстями».

«Всякому, желающему снискать себе благословение Божие и избавиться от греха, прежде всего другого необходимо знать, в чем заключается избавление от грехов. Для этого надо понять, так сказать, механизм греха, нужно знать, как он зарождается в человеке, как развивается, при каких условиях процветает и действует. Из дальнейшего мы увидим, что грех, даже глубоко заполонивший существо человека, во всем подобен великому пожару – оба они при всей своей грандиозности происходят, однако, от малой искры».

 

Архимандрит Платон (Игумнов) (1945), священник Русской Православной Церкви, доктор богословия, профессор Московской Духовной Академии. Более 30 лет отец Платон совершает пастырское служение и преподает будущим священникам Нравственное богословие.

«Развитие страстного помысла и грех» из книги «Православное нравственное богословие».

«Не случайно в одном из своих значений греческий термин «προσβολη» переводится как «нападение», «натиск», «атака» и передается в святоотеческой аскетической письменности термином «прилог» или «приражение», имеющим общий корень с русским словом «сражение»…исходя из реальной опасности медления в помысле, за которым неизменно следуют услаждение, желание и пленение, делающие победу над страстью все более трудной и все менее вероятной, святые отцы категорически запрещают останавливаться умом на страстных помыслах».

 

Гермоген Иванович Шиманский (1915–1970), кандидат богословия, духовный писатель, преподаватель Киевской и Волынской Духовных семинарий (1951–1961 гг.).

«Как образуются страсти?» из книги «Учение святых отцов и подвижников Церкви о главных страстях и борьбе с ними, и о главнейших христианских добродетелях: любви, смирении, кротости, терпении, воздержании и целомудрии» Часть 1. Отдел 1.

«Знал ли карточный игрок, прикасаясь первый раз к картам, что игра будет его страстью? Думал ли юноша, что первая пробная затяжка папиросы, которой угостили его товарищи, будет началом страсти курения, от которой он впоследствии заболеет эмфиземой легких или склерозом сосудов и умрет от паралича? Знал ли подверженный недугу пьянства, выпивая первую рюмку, что он начинает самоубийство? Так назову этот несчастный навык, погубляющий и душу, и тело».