Псалом 98

Сей псалом имеет то же надписание, какое и предшествующий ему, 97-й: Псалом Давиду, и принадлежит к той же группе псалмов (91–99), какая, по мнению глубокого и всестороннего исследователя книги Псалмов, священника Н. Вишнякова, «составлена была вскоре по возвращении из плена вавилонского, когда иудеи, освободившиеся, хотя и не вполне, от рабства язычникам, в сознании себя теократическою нацией и царством Иеговы, могли говорить о себе: «Опять Господь царствует; Он – Бог наш, и мы – народ паствы Его и овцы руки Его; вспомнил Он милость Свою к Иакову, и верность Свою к дому Израилеву; явил (нам) спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою» (Пс. 92:1, 94:7, 97:2–3). Но среди прославления Иеговы, как великого Царя и Владыки вселенной, там и здесь довольно ясно видно, что прославляемое всемирное Царство Его не наступило, а составляет только предмет ожиданий и надежд в более или менее отдаленном будущем. Прославляя всемирное Царство Иеговы и восхваляя простирающееся на все концы земли спасение Божие, в то же время псалмопевец представляет израильтян еще только на пути к покою, пророчески увещавая их к достойному принятию даруемого спасения (Пс. 94:8–11). По всем этим признакам, происхождение сего псалма относят ко времени царствования благочестивого царя иудейского Иосии, когда совершено было полное восстановление Завета с Богом, и законное богослужение опять явилось во всей торжественности, как оно устроено было царем Давидом и Соломоном, сыном его (4Цар.23:1–252Пар.34:18, 30–33).

Пс.98:1–2 Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на херувимех, да подвижится земля. Господь в Сионе велик и высок, есть над всеми людьми.

Господь воцарися, – так начинаются и некоторые другие (92-й и 96-й) из вышеуказанной группы псалмов, и такому началу соответствуют следующие за ними и их дополняющие изречения. Здесь же последующее изречение: да гневаются людие – не только не соответствует, а как бы стоит в противоречии с началом. По этой, конечно, причине, в нашей «Учебной Псалтири» слова: да гневаются людие – заменены на полях словами: «да вострепещут», как наиболее соответствующими своему начальному предложению: Господь воцарися, а также и вполне согласующимися с словами перевода сего выражения с еврейского: «да трепещут народы». Можно бы, конечно, принять во внимание и это выражение: да гневаются людие – в том смысле, в каком оно принимается и объясняется св. Афанасием Александрийским, блж. Феодоритом и некоторыми другими толковниками, т.е. в смысле смущения, гнева и вражды со стороны Ирода, неверующих иудеев и первосвященников иудейских [3, с. 318; 6, с. 470], если бы к ним только относилось все содержание псалма. Но так как последующие речи псалма вовсе их не касаются, то вернее и основательнее будет принимать это изречение (о гневе людей) в смысле призывания к радостному трепету при наступлении и открытии Царства Божия. Это призывание обращено на иудеев и еллинов (язычников), которые, по мнению блж. Феодорита, «приходят в неистовство и ярость, слыша о Царстве Владыки Христа» [6, с. 470]. Седяй на херувимех, т.е. «Тот Самый воцарится над живущими на земле, Кто возседает на херувимах и пред Кем подвиглась земля – из состояния ее во зле, т.е. из идолопоклонства» [3, с. 319]. Седением Господа на херувимах иудеи обыкновенно выражали царское величие Божие; потому что они благоговели пред Богом, невидимо восседавшим на херувимах, устроенных поверх кивота Божия (См. Пс.17:11, 79:2Ис.37:16Иез.10:1, 11:221Цар.4 и др.). А кивот сей со времени царствования Давида и во все последующее время пребывал на Сионе. Сионом же («высокое место, крепость») назывался самый обширный и высокий находящийся на юге из четырех холмов, на которых был расположен древний Иерусалим. Посему иудеи всякий раз, когда желали прославить имя Божие, невольно обращались мыслию к Сиону и ко храму Иерусалимскому и находящемуся в нем кивоту Божию с херувимами. Это прославление псалмопевец и выразил здесь словами: Господь в Сионе велик, и высок есть над всеми людьми.

Пс.98:3–4 Да исповедятся имени Твоему великому, яко страшно и свято есть. И честь царева суд любит: Ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иакове Ты сотворил еси.

Сказав о величии существа Божия, пророк призывает все народы благодарно исповедать великое имя Бога, потому что Оно и свято, и страшно. Оно и спасает, оно же, т.е. Сам Бог, может и поразить и погубить (Пс.2:9,122Пет.3:7). Но вот наступает Царство грядущего Мессии. Оно несет спасение народу, и в то же время оно идет с судом: честь царева суд любит. Достоинство, или честь (высокое положение) каждого царя, в особенности же такого Царя, как Христос Бог, требует праведного суда. Этим судом Он поможет язычникам, находящимся под влиянием диавола, и низложит и победит властвующего над ними диавола. И этот суд вполне принадлежит Христу как Сыну Божию, о чем Он Сам ясно и определенно говорит в Евангелии: «На суд пришел Я в мир… ныне суд миру сему; ныне князь мира сего (т.е. диавол) изгнан будет вон… Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 9:39, 12:31, 5:22). Об этом суде хорошо было известно народу иудейскому, так как ему дано обетование о Мессии, а также дан Закон на горе Синайской, в котором ясно указаны оправдания и суды; а это и значит сказанное здесь: Ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иакове Ты сотворил еси.

Пс.98:5–7 Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию ногу его, яко свято есть. Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя его: призываху Господа, и Той послушаше их. В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху сведения Его и повеления Его, яже даде им.

Упомянув в предыдущем стихе о патриархе Иакове, под именем которого разумеет потомков его, т.е. иудеев, пророк призывает их возносить святейшее имя Господа Бога, проповедовать высоту Его и затем выразить Господу Богу достодолжное поклонение там, где это по тому времени особенно приличествовало, при подножии ногу Его, т.е. в Иерусалимском храме. «Подножием» Божиим Иисус Христос назвал землю (Мф.5:35), а в ветхозаветной Церкви так называли храм Иерусалимский с находящимся в нем ковчегом Завета, как это видно из псалма 131, стиха 7, где сказано именно о храме и месте для ковчега Завета: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». То же самое выражено и в 1-й книге Паралипоменон (1Пар.22). Кивот Завета Господня, со времени устроения скинии, был единственною Святынею у израильского народа, почему о нем и сказано здесь: яко свято есть. В вышеуказанном псалме (131) это яснее выражено: «поклонимся на месте, где стояли ноги Его», а этим местом была гора Голгофа, на которой стояли ноги распятого Христа Сына Божия. Некоторые из толковников подножием ног Его называют крест Христов, имевший и подножие, на котором поставленные ноги Господа сильно были прибиты гвоздями. «Подножием ног Его, – говорит блж. Феодорит, – в древности назван Иерусалимский храм а ныне признаются находящиеся на всей земле и море церкви, в которых приносим поклонение всесвятому Богу» [6, с. 471 ]. Как наилучший пример того как нужно достойным образом возносить, т.е. прославлять, святейшее имя Божие и как совершать поклонение у подножия ног Его, пророк представляет далее Моисея, и Аарона, и Самуила, говоря как бы так: возносите, прославляйте Господа Бога, как прославляли Его Моисей, Аарон и Самуил. «Подражая благочестию сих чудных мужей, – говорит блж. Феодорит, – воздавайте Богу подобающее чествование». Моисей поставлен здесь в числе иереев, хотя он был вождем и законодателем, а не был священником, – это потому что он, по особому повелению Божию, поставлял в священники Аарона и сынов его, освящал скинию, приносил жертвы и другие совершал священнодействия. Самуил тоже был пророком Божиим и поставлен здесь наряду с другими, благоуспешно призывающими святое имя Господа Бога и возносящими к Нему молитву за себя и за других людей. Господь милостиво выслушивал молитвы их и исполнял прошения их (и Той послушаше их). Хотя в столпе облачном Бог беседовал с одним Моисеем, но здесь пророк употребил обобщение своей мысли, приписав и другим благоволение Божие, как равным образом благоугодившим Богу; и не без намерения, а в назидание всему израильскому народу дает понять, что Господь Бог благосклонно выслушивал молитвы рабов своих – Моисея, Аарона и Самуила – и милостиво исполнял прошения их за то, что они хранили (т.е. исполняли) все свидетельства и повеления, данные им от Бога: яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им.

Пс.98:8–9 Господи Боже наш, Ты послушал еси их: Боже, Ты милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их. Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей его: яко Свят Господь Бог наш.

Некоторые изречения сих стихов составляют, хотя и не дословное, повторение того, что сказано уже в предыдущих стихах. То милостивое и благосклонное внимание, какое Господь Бог проявлял народу иудейскому, чрез великих пророков и молитвенников – Моисея, Аарона и Самуила, – когда они призываху Господа, и Той послушаше их, пророк молитвенно представляет теперь пред лице Самого Бога, обращаясь к Нему с такими словами: Господи Боже наш, они, эти молитвенники наши, были услышаны Тобою, они обращались с молитвою к Тебе о прогневлявшем Тебя народе иудейском, и Ты являл им милость Свою (милостив бывал еси им), даже и в тех случаях, когда они погрешали против Тебя (как, например, Моисей на воде пререкания раздражил Тебя, а Аарон при слитии евреями тельца), Ты милостиво снисходил к их слабости и был для них Богом «терпеливым» (по пер. с евр.) и «мстителем за дела их», (мщая на вся начинания их). Заканчивая псалом, как бы с особою настойчивостью пророк повторяет: возносите (же) Господа Бога нашего, т.е. возвышайте (exaltate – по пер. Вульгаты) Господа и словами, и делами, насколько возможно возвыситься уму и вере человека до представления высочайшего существа Божия, – возносите славу Божию и поклоняйтеся: в горе святей Его (выше говорил: подножию, а теперь говорит: в горе). Горою святою, по словам блж. Феодорита, называет пророк высоту Богопознания, о которой предсказали пророки Исайя (Ис.2:2) и Михей (Мих.4:1): «Будет в последняя дни явлена гора Господня» [6, с. 472–473], т.е. в дни пришествия Христова в Церкви Христовой Богопознание будет явно для всех. Представляя мысленно сию гору Господню и указывая на нее христианам из иудеев, св. апостол Павел говорит: «Вы приступили к горе», не к той горе, из которой происходили и тьма, и мрак, и буря (Синай), но «к горе Сиону», и не к тому Сиону, на котором находился город Иерусалим, а «ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр.12:22–23). Так вот куда мы должны возносить Господа Бога, или лучше – сами возноситься к небесному Иерусалиму, чтобы приобщиться к торжествующему собору ангелов для общего с ними славословия Судии всех Бога, – и вот где та святая гора, на которой мы должны мысленно и постоянно, вместе с духами праведников, приносить поклонение Сыну во Отце, со Святым Духом, – Святой Троице во едином существе: яко Свят Господь Бог наш!

Ошибка в тексте