Псалом сей имеет следующее надписание: Псалом Давиду, егда земля его устрояшеся, не надписан у еврей. В еврейской Библии сего надписания нет, и, следовательно, оно внесено прежде в греческую, а потом и в нашу славянскую Псалтирь или LXX толковниками, или кем-либо из позднейших переводчиков, и внесено на основании догадок и предположений, потому что не вполне соответствует смыслу и содержанию псалма. В этом псалме, как и в предыдущем, пророк изображает величие и славу Божию, и вместе с тем, пророчествует о Царстве Христовом, предвозвещает, что проповедию евангельскою упразднится почитание идолов, и что Церковь Божия, озаренная светом Евангелия, восторжествует. Значит, здесь речь идет об устроении всей земли, а не одной только иудейской, в которой царствовал Давид, и только в значении гражданско-политическом. А потому и сей псалом относится к числу пророческих, мессианских.
Пс.96:1 Господь воцарися, да радуется земля, да веселятся острови мнози.
Начинается сей псалом теми словами о воцарении Господа, какими в предыдущем псалме (Пс.95:10) псалмопевец призывает все племена земных (отечествия язык) возвестить всем народам, что Господь воцарился, и по сему случаю он объявляет общую торжественную радость и веселие не только всей земле, но и всем островам, то есть жителям не только всех стран известного, современного ему мира, но и всем живущим на морских островах. О причинах сей радости говорит в следующих стихах (8 и др.).
Пс.96:2–5 Облак и мрак окрест его: правда и судьба исправление престола Его. Огнь пред Ним предыдет и попалит окрест враги Его. Осветиша молния его вселенную: виде и подвижеся земля. Горы яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли.
Словами: облак и мрак, по толкованию блж. Феодорита, почтительно указывается на неудобозримость, невидимость Божеского естества. Как нельзя видеть того, что закрыто облаком и мраком, так нельзя видеть и Бога в существе Его [6, с. 462], и потому святый евангелист Иоанн говорит: «Бога не видел никто никогда» (Ин.1:18). Но те же самые облак и мрак напоминают Того, Который еще на горе Синайской показал Свое явление при даровании Закона (см. Втор.5:22) народу еврейскому. Сей Господь Бог, Который воцарился, хотя и невидим, как окруженный облаком и мраком, но всегда присущие Ему действия власти и силы Его видимы: они суть правда и судьба исправление престола Его, или, как в переводе с еврейского: «благость и правосудие основание престола Его», и как это выражено в другом псалме (Пс.88:15). Таким образом, здесь (в ст. 2), во-первых, говорится о невидимости существа Божия, как бы о закрытии Его для нас, под облаком и мраком, и, во-вторых – о вечной силе Его, Божестве, которые, по слову апостола, «чрез разсматривание творений видимы» (Рим.1:20). И тут же намекается ясно на силу и власть Господа Иисуса Христа, Которые Он проявил в пришествии Своем на землю и в основании Церкви Своей, когда воцарился и совершил праведный суд Свой, по которому победил мучителя диавола, чтобы освободить от него находящихся во власти его людей. А затем, в следующих стихах (3–4), делаются ясные указания на знамения второго пришествия Христова, для всемирного Суда. Упомянув о правде и суде как лучших принадлежностях Царства (престола) Божия, пророк далее говорит, что когда настанет время всеобщего Суда, то огнь пред Ним предыдет и попалит окрест враги Его. Почти то же самое открыто было в видении пророку Даниилу, который говорит: «Река огненная текла пред Ним» (Дан.7:10). «Божественною Своею силою попалит Он всякое лукавое и сопротивнос действование», – так говорит св. Афанасий Александрийский [3. с. 316]. По словам блж. Феодорита, «и Сам Владыка молнии уподобил пришествие Свое» [6, с. 463]. «Ибо, как молния, – изрек Он, – исходит от востока и видна бывает до запада, так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:27). А св. Афанасий говорит: «Св. апостолы и евангелисты Христовы суть молнии и подобно свету озарили поднебесную» [3, с. 316]. Они, как причастники света Христова, и сами возоблистали в мире и сделались для него светом, как и Сам Христос назвал их: «Вы свет мира» (Мф. 5:14). Сияние сего света не могла не видеть земля со всеми живущими на ней: виде и подвижеся земля, т.е. живущие на земле люди увидели апостолов-проповедников нового благотворного учения, и от радости подвигнулись, произошло между людьми движение от заблуждения к истине, и от тьмы идолобесия к свету истинной веры. Действия невидимой силы Божией выразились далее у псалмопевца (в ст. 5) под видимым образом гор воска и огня. По изъяснению тех же отцов (Феодорита и Афанасия), под горами разумеются здесь противные силы, которые, подобно тому, как воск от приближения к огню уничтожается, исчезают и тают (яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли). То же самое и так же выражено и в псалме 67, стих 3, где «враги Господни», т.е. демоны и служащие им люди, исчезают от «лица Божия, как воск от лица огня».
Пс.96:6 Возвестиша небеса правду его, и видеша вси людие славу Его.
Глаголы: возвестиша и видеша по переводу с еврейского выражены в настоящем времени: «возвещают, видят». Так как в действиях Божественного мироправления нет ни прошедшего, ни будущего, а есть одно вечно-настоящее, то небеса и служат для людей всегдашними провозвестниками правды Божией, конечно, при посредстве живых провозвестников сей правды, каковыми были вначале праотцы избранного народа, потом пророки, и наконец правда Божия возвещена была людям чрез Единородного Сына Божия, Который для возвещения этой правды учредил Церковь Свою на земле, поручив ей дело проповеди Евангелия «Царствия Божия и правды» Его до скончания века, когда в последний раз возвестят небеса правду Его, когда настанет день всемирного Суда Христова: «яко Бог Судия есть» (Пс.49:6). Славу Божию люди видели, видят и могли видеть всегда, и в делах творения мира, и в делах попечительного Промышления Божия о мире, в делах Его всемогущества и святости (Пс.110:2–4), в особенности же в делах благодати и спасения, совершенных чрез Христа, Сына Божия (Ин.1:14, 13:31–33; Рим.9:23; Еф.1:5–6).
Пс.96:7 Да постыдятся вси кланяющиися истуканным, хвалящиися о идолех своих: поклонитеся Ему вси ангели Его.
«Истукан» – то же, что и «идол»; а потому и все поклоняющиеся идолам, или истуканам (кумирам), воздающие им честь и славу, принадлежащую Единому истинному Богу, совершают дело постыдное и безумное (см. объяснение Пс.95:4–5), не свойственное человеку, как существу разумному, созданному по образу и по подобию Божию. Говоря в предыдущей речи о правде Божией, возвещаемой с небес, и о величии и славе Его, которые должны распространиться чрез установленную пришествием Христа на землю Церковь Его, пророк касается как бы мимоходом и идолослужения, которое должно прекратиться с усилением и распространением проповеди Евангелия на земле. И, вместе с тем, присовокупляет краткое слово об ангелах: поклонитеся Ему вси ангели Его. По мнению св. отцов, это упоминание здесь о поклонении Богу св. ангелов нужно было для того, чтобы мы не стыдились поклоняться Богу, Которому поклоняются ангелы, и вместе знали, что, поклоняясь Богу, мы вступаем в чин ангелов, и что, сверх того, ангелам свойственно поклоняться, а не принимать поклонение Божеское.
Пс.96:8–9 Слыша и возвеселися Сион, и возрадовашася дщери иудейския, судеб ради Твоих, Господи: яко Ты Господь Вышний над всею землею, зело превознеслся еси над всеми боги.
В начале псалма пророк призывает к радости и веселию всю землю, и даже жителей островов, по той причине, что Господь Бог, обещанный Спаситель мира, по его вдохновению и представлению, пришел на землю и воцарился. А теперь он как бы вслух всего мира возвещает, что о сем пришествии Господа услышал с радостию (слыша и возвеселися Сион, т.е. город Иерусалим, и возрадовались другие, частные города, и в них синагоги иудейские (возрадовашася дщери иудейския), потому что услышали сначала проповедь пророков и Иоанна Предтечи, а потом – Самого Христа и Его апостолов, что «приблизилось Царство Небесное». Хотя пророк вещает о сем более, чем за пятьсот лет до пришествия Христова, но в том и состоит цель его пророческих вещаний, чтобы поддержать и укрепить в народе дух веры в истинного Бога и обещанного Мессию, и чтобы поющие и предстоящие пред Богом могли сознательно исповедать пред Ним, что они радуются судеб ради Твоих, Господи, т.е. что они верят и надеются, что все предсказанное пророками исполнится, и что когда настанет Царство Мессии – Христа, тогда Ты, по судьбам правды Твоея, воздашь каждому по делам его: праведным и благочестивым дашь вечный покой, а грешных и нечестивых осудишь на вечное мучение. Яко Ты, Господи, Вышний над всею землею. Нет никого, кто мог бы равняться с Тобою по силе, власти и могуществу, нет Тебе равного и по правосудию. Каковы бы ни были у людей «боги», хотя бы это были и самые высшие из ангелов, – Ты превознеслся еси над всеми боги.
Пс.96:10 Любящии Господа, ненавидите злая. Хранит Господь душы преподобных Своих, из руки грешничи избавит я.
В этом стихе пророк обращается к тем, которые восприняли радость и веселие в сердцах своих, когда услышали благую весть о близком наступлении Царства Мессии, и, как бы желая приготовить их к достойному вступлению в сие Царство, увещает их так: вы возлюбили Господа и потому возрадовались, услышав о близком пришествии Его, и если желаете быть достойными Его Царства, вы должны возненавидеть (ненавидите злая) всякое зло, всякий грех. Вы любите Господа, а Господь есть Высшая Благость, Высочайшая Святость, с Которою не может иметь общения никакое зло, никакой грех. «Что общаго у света со тьмою?» (2Кор.6:14). Грядущее Царство Мессии (ст. 2) имеет благость и правосудие в основании Царства Своего, или, как говорит яснее св. апостол Павел: «Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2Тим.2:19). Не бойтесь и в том случае, если какие-нибудь внешние обстоятельства или злые люди увлекают вас на грех или злое дело, надейтесь и тогда на помощь Божию и помните, что хранит Господь душы преподобных Своих, Он и из руки грешничи избавит их.
Пс.96:11–12 Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие. Веселитеся, праведнии, о Господе, и исповедайте память святыни Его.
Праведнику возсиял не тот свет, который дают человеку науки и искусства, и который получается вообще от внешнего мирского образования и просвещения, а тот, который происходит от Бога, Света истины, и проявляется в добрых делах человека, – это тот свет, о котором Господь наш Иисус Христос говорил Своим ученикам и окружавшему Его народу такими словами: «Вы свет мира. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:14,16). Свет сей осиявает человека, когда он возлюбит Господа Бога и возненавидит вся злая (ст. 10), когда будет «удерживать язык свой от зла и устне свои, еже не глаголати льсти», будет «уклоняться от зла и творить благо» (Пс.33:14–15). Тогда «очи Господни» обратятся «на праведные», и «уши Его в молитву их» (Пс.33:16). Тогда Сам Дух Святой вселяется в души праведных; настроенные духом правды и добродетели и исполненные благодати Святого Духа, праведники чувствуют в своем сердце покой и мир душевный, который дает им сознание соделанной правды, и тогда является у правых сердцем веселие. После того становится вполне понятным ответ Господа Иисуса Христа фарисеям, вопрошавшим Его о том, когда придет Царство Божие, что нельзя сказать: «вот оно здесь», или – «вот оно там», – нет, «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21), или: оно есть, по объяснению апостола Павла, «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17). А отсюда становится понятным и блаженство праведников, которое состоит в непрестанном веселии и радости о Господе: веселитеся праведнии о Господе. И Сам Господь наш Иисус Христос, заканчивая свою речь о блаженстве праведных, выразил это блаженство теми же словами: «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф.5:12). Как нечто добавочное к сему блаженству праведных будет для них то, что они, радуясь и веселясь о Господе, будут, вместе с тем, благодарно прославлять Бога (исповедовать память святыни Его), или, как выражено по переводу с еврейского, «будут славить имя святое Его».