Псалом 66

Псалом этот имеет такое надписание: В конец, в песнех, псалом песни Давиду. Слово в конец, кроме того значения, какое ему дается во всех прочих псалмах переводом с еврейского («начальнику хора»), имеет здесь и ту мысль, что оно указывает на конец закона, который есть Христос Господь, Которому принадлежит вечное прославление Его в песнех, или песнопениях. Выражение псалом песни означает пение псалма, соединенное с музыкой, или такое песнопение, которое, начинаясь аккомпанементом музыки, сопровождается хоровым пением, когда сердечные чувства человека, в честь и славу Божию, изливаются совокупно в пении и музыкальных звуках. Этот псалом песни Давиду внушен Духом Святым: в нем псалмопевец молит Бога о благословениях, которые должны излиться на землю с пришествием Мессии – Христа, и потом о распространении истинного богопознания и между язычниками – молит, чтобы все язы́цы познали путь Господень, т.е. все домостроительство спасения рода человеческого, уготованное чрез Сына Божия, Спасителя миру, чтобы уверовали в Него и с радостью исповедали святое имя Божие (ст. 2–5). Затем он выражает горячее желание, чтобы это время, когда все народы, соединившись под праведным господством Мессии, будут единодушно прославлять Господа, скорее наступило: пророческим взором он уже и видит землю – внешнюю природу – прославленной и благословенной, как во времена Мессии (ст. 6–7), и в заключение снова молит о мессианском благословении (ст. 8).

Пс.66:1

Составляет надписание, которое объяснено выше.

Пс.66:2–3 Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны: познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое.

Изречениями этих стихов псалмопевец испрашивает у Бога милости для всех народов земных – того благословения Божия, которое низойдет с пришествием Мессии-Спасителя на землю, выражая моление свое теми словами, какими заповедано было Самим Богом, чрез Моисея, священникам благословлять народ (Чис.6:24–26): Боже, будь милостив к нам и благослови нас; просвети лице Твое, т.е. воззри милостиво, озари светом Твоим; или: пошли нам Сына Твоего, Спасителя мира. Познати на земли путь Твой, т.е. чтобы населяющие землю научены были пути, который ведет к Тебе, и чтобы во всех языцех проповедано было спасение Твое. Ты Сам «путь и истина и живот» (Ин.14:6), а потому познать путь Твой значит то же, что познать Тебя и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин.17:3), иметь веру в Тебя и чрез то получить вечное спасение (Мк.16:16).

Пс.66:4–5 Да исповедятся тебе людие, Боже, да исповедятся тебе людие вси. Да возвеселятся и да возрадуются язы́цы: яко судиши людем правотою, и языки на земли наставиши.

Здесь псалмопевец, во-первых, пророчествует о том, что все народы будут исповедовать Богом Христа, Сына Божия, и, во-вторых, говорит о праведном суде Божием, о Царстве правды и справедливости, которое, по всеобщему ожиданию, должно было настать во времена пришествия Мессии. Тогда-то, говорит, возрадуются народы, когда увидят праведный суд Твой, по которому иудеев, которые были некогда Твоими людьми, за то, что они не приняли Тебя, во плоти к ним пришедшего (Ин.1:11), Ты осудишь, а народам, живущим по всей земле, укажешь путь к богопознанию, научишь истинной вере: языки на земли наставиши.

Пс.66:6–8 Да исповедятся тебе людие, Боже, да исповедятся тебе людие вси. Земля даде плод свой: благослови ны, Боже, Боже наш, благослови ны, Боже: и да убоятся его вси концы земли.

Многократным повторением слов: да исповедятся Тебе людие, Боже, – псалмопевец указывает не только на то, что все народы будут участниками спасительного богопознания, о чем сказано в 3-м стихе, но и на то, что они должны быть проповедниками столь великой и спасительной благодати Божией, каково пришествие на землю Сына Божия, для спасения всех людей (Тит.2:11). Словами: земля даде плод свой, пророк-псалмопевец, предвидя будущее возвращение благословения Божия земле, от которой оно отнято было за грех Адама (Быт.3:17–18), говорит о нем как о событии совершившемся. С пришествием Спасителя на землю распространится истинное богопознание, все народы получат благословение Божие, которое распространится и на внешнюю природу, на самую землю, которая даст людям изобильный плод (Откр.22:2). И люди благословляют Бога (Пс.33:2, 65:8Пс.67 и др.), но они, по словам блж. Феодорита, «благословляя Бога, приносят Ему в дар одни слова, а делом не могут благотворить Ему, а Бог, благословляя, утверждает слова делом и благословляемым дарует обилие всяких благ» [6, с. 301–303], духовных и вещественных, небесных и земных. Троекратно повторяя слова: благослови ны, Боже (ст. 2,7 и 8), – не указывает ли этим псалмопевец, как думают некоторые толковники (Евфимий Зигабен), на Святую Троицу и не выражает ли призывания к исповеданию Трех Лиц Божества? А последними словами: да убоятся Его вси концы земли, – не указывает ли опять на единство Божества в Святой Троице [7, с. 503]? Теми же словами, по изъяснению блж. Феодорита, научает еще, как должно удостоиться Божия благословения. «Кто благоговейно чтит законы Божии и страшится будущего суда, тот хранением оных угождает Богу; угождение же Богу приносит благословение» [6, с. 303]. Концы земли значит то же, что – «живущие в самых отдаленных пределах земли». Да убоятся Господа Бога вси концы земли – такое окончание псалма, по словам блж. Феодорита, внушает иметь страх Божий не только иудеям, но и всем человекам, и научает, что Бог наш есть Тот Самый, Который соделал спасение верующим [6, с. 303].

Ошибка в тексте