Псалом этот имеет такое надписание: В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда ему отбегати от лица Саулова в пещеру. Надписание это, составляющее стих 1 псалма, заключает в себе различные изречения, почти не имеющие между собой никакой взаимной связи. Первое из них, в конец, много раз уже объяснено было раньше, в предыдущих псалмах. Второе – да не растлиши по-русски переведено: «не погуби». Разными толковниками различно объясняется это речение, но самое близкое к истине, по нашему мнению, будет то объяснение его, которое наиболее согласно с библейским повествованием (1Цар.24 и сл.), упоминаемым в том же надписании. Именно, царь Саул, преследуя Давида, подошел однажды к большой пещере, где укрывался тогда и Давид со своими людьми. Не зная о пребывании здесь Давида, Саул вошел внутрь пещеры, снял с себя верхнюю одежду и положил ее на одно место, недалеко от себя, тогда как Давид и воины его, скрывавшиеся во внутреннейшем и темном месте этой пещеры, увидели при свете, у входа в пещеру, что вошедший в пещеру был сам Саул. Поэтому воины Давида, думая, что Сам Бог предал в руки им Саула, хотели умертвить его. Но Давид запретил им это, сказав, что беззаконное дело умерщвлять царя, который был помазанник Господа. Но тут же Давид, обнажив меч, подошел тихо сзади Саула и отсек полу (воскрилие) верхней одежды его, лежавшей на земле, чтобы иметь ее во свидетельство, так что Саул не мог ни видеть, ни заметить этого, по причине темноты пещеры. Итак, Давид не только победил гнев свой, но и не позволил ни одному из воинов своих умертвить Саула, сказавши им это достопамятное слово: «не погуби помазанника Господня». Хотя Писание не говорит об этом буквально, но толковники, или изъяснители его, вероятно, взяли сказание это из преданий, потому что упомянутое слово Давид произнес не тогда, как вошел в пещеру, но когда Саул, находясь на одном холме, называемом Ехелаф (1Цар.26:3, 7–9), спал в закрытой своей колеснице, водрузив копье в землю близ головы своей, а народ составлял около него ополчение. Давид, подойдя ночью с Авессою к самой колеснице спавшего Саула, не был замечен никем из всего его ополчения, и на предложение Авессы поразить Саула одним ударом его же копья сказал: не убивай его, яко кто простирает руку свою на Христа Господня и не повинен будет! По этому случаю Давид и написал этот псалом, имея целью показать, что он имел столь великое упование на Бога, что не верил тому спасению, которого можно достигнуть чрез погибель врагов своих, особенно же Саула, но надеялся иметь совершенную безопасность в уповании на Бога, при жизни тех врагов и при охранении их со стороны самого Давида (Зигабен, в подстрочном примечании [7, с. 439]). Объяснение следующих слов надписания: Давиду в столпописание см. в объяснении надписания предыдущего 55-го псалма. Слова: внегда ему отбегати от лица Саулова в пещеру – понятны из того, что выше сказано о пребывании Давида и Саула в пещере. В этом псалме, как и во многих других, св. Давид прежде всего просит помилования у Господа Бога, выражая вместе с тем свое твердое и постоянное упование на Него и непоколебимую уверенность в Его покровительстве и милости к себе (ст. 2). Высказав далее свое намерение обратиться с молитвенным воззванием к Богу, объявляет, что Господь, всевышний Благодетель его, уже явил новую милость к нему, послал помощь Свою с неба и спас его от врагов жестоких и зверонравных, попирающих его права и свободу в такой степени, что он не может уснуть спокойно, без смущения (ст. 3–5). Затем краткой речью прославив Бога и опять указав на козни врагов, располагается всем существом своим исповедать славу Божию по всей земле, прославить милость и истину Его между всеми народами (ст. 6–12).
Пс.56:2 Помилуй мя, Боже, помилуй мя: яко на Тя упова душа моя, и на сень крилу Твоею надеюся, Дóндеже прейдет беззаконие.
Сень значит: «тень». Выражение: на сень крилу Твоею надеюся – означает уверенность псалмопевца в Божием покровительстве к нему. Проникнутый этой уверенностью, он говорит: я надеюсь укрыться под тень Твоих крыльев и тем защититься от предлежащих мне бед и опасностей. Словами дондеже прейдет беззаконие псалмопевец выражает твердость и постоянство в своем уповании на Бога, которое не прекратится дотоле, пока не прейдет, не окончится беззаконная ненависть к нему врагов. Удвоенное испрашивание у Бога милости, или помилования, указывает, с одной стороны, на чрезмерность опасности со стороны врагов, а с другой – опять выражает высшую степень уверенности Давида в покровительстве Божием к нему, в каковой уверенности он взывает: помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя: в тени крыл Твоих я укрывался, под непрерывным покровительством Твоей всемогущей силы и Твоей благости я находил всегда защиту от напастей и козней вражеских и помощь от бед, и в этом уповании на Твой непрестающий Промысл и попечение о мне я пребуду навсегда, доколе не пройдут все беды, происходящие от беззакония врагов моих.
Пс.56:3 Воззову к Богу вышнему, Богу благодеявшему мне.
Здесь Давид выражает, что он свое мысленное, духовное воззвание, которое и начал уже в своих мыслях и чувствах (ст.2), намерен облечь в форму действительного воззвания, в виде громкого вопля, или гласа, при чем называет Бога Вышним, или высочайшим, как живущего на небесах и восходящего превыше небес, что и прилично Богу как верховному Судии всего мира, восседающему превыше всех судей земных; называет также Благодетелем, или благодеявшим ему, потому что во всю жизнь свою получал милости и благодеяния от Бога и всегда сознавал и чувствовал их излияние над собою. На этот же раз имеет в виду, конечно, последние благодеяния Божии к нему, о которых и говорит в следующих стихах.
Пс.56:4–5 Посла с небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя: посла Бог милость Свою и истину Свою, и избави душу мою от среды скимнов. Поспах смущен: сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их мечь остр.
Здесь псалмопевец говорит, что Господь Бог послал Свою помощь с неба и спас его, предав поношению, или посрамлению, врагов, угнетающих его. Саул и воины его, желавшие погубить Давида, были посрамлены, когда Давид показал им с горы отрезанный в пещере край одежды Сауловой. Но еще прежде сего, когда Саул окружил войском своим пустынную гору Маон, в которой укрывался Давид, и когда последний находился в крайней опасности впасть в руки Саула, Божественный Промысл послал к Саулу вестника с уведомлением, что иноплеменники со многочисленным войском напали на землю Израильскую, вследствие чего Саул принужден был оставить преследование Давида. Вот в этом и состояла помощь Божия, ниспосланная Давиду с неба, и об этом спасении он и говорит в 4-м стихе. Далее он говорит, что Господь послал милость Свою, чтобы помиловать его, каковая милость и состояла в той же ниспосланной с неба помощи, – послал Бог и истину Свою, или, что то же, правду, или праведный суд, для осуждения и наказания тех, которые неправедно и беззаконно с ним поступали. По изъяснению св. отцов, под именем милости и истины в таинственном смысле нужно разуметь здесь воплощенную милость и ипостасную истину в лице Христа Спасителя, Сына Божия, Который, помиловав погибавший род человеческий, сделался человеком и Сам о Себе сказал: «Я есмь истина» (Ин.14:6). Затем псалмопевец еще говорит, что Господь, помогая ему, избавил душу его от среды скимнов, т.е. от пребывания его между столь злыми людьми, которые по зверскому нраву уподоблялись скимнам, или молодым львам. Находясь в близости с такими зверонравными людьми, я не мог, говорит он, спокойно спать: гонимый врагами и злыми людьми, я не имел покоя даже и во сне – поспах смущен, – мой сон был тревожный. Я постоянно чувствовал себя окруженным как бы дикими зверями, но это были не звери, а люди, сынове человечестии, настолько, однако же, злобные и коварные, что зубы их были как оружия и стрелы, и язык их был так ядовит и опасен, как мечь остр.
Пс.56:6 Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя.
По связи с предыдущим мысль этого стиха может быть выражена так: люди в нравах своих настолько унизились, как бы так говорит Давид, что уподобились зверям, и в таком звероподобном состоянии доходят до того, что забывают Бога, Творца и Судию всего мира; но Ты, Господи, покажи им Свое величие и Свою славу: вознесися на небеса, Боже, – «будь превознесен выше небес» (пер. с евр.), т.е. покажи Себя, Господи, высоким и небесным для тех, которые не знают или забыли Тебя, и да будет на всей земле слава Твоя, т.е. пусть пройдет по всей земле слава чудес, которые Ты творишь! Св. Афанасий Великий, а вместе с ним и другие св. отцы в словах этого стиха видят пророчество о Христе Спасителе, Который, совершив на земле дело спасения людей, вознесся на небеса, откуда Он и сошел, и слава Его, посредством евангельской проповеди, разнеслась по всей земле [3, с. 191; 6, с. 262].
Пс.56:7 Сеть уготоваша ногам моим, и слякоша душу мою: ископаша пред лицем моим яму, и впадоша в ню.
Здесь псалмопевец опять обращает речь свою к обличению врагов своих, которые, говорит, приготовили и расставили под ноги мои сеть, для уловления меня, как бы некоего зверя, и своими лживыми и злокозненными действиями до такой степени унижения довели меня, что я мог пасть духом, потерять терпение и упование на Бога и впасть в уныние и отчаяние: они слякоша душу мою, оскорбили и унизили меня до крайней степени, ископаша пред лицем моим яму, и впадоша в ню, т.е. готовили мне погибель, но сами впали в руки мои. Этими словами намекает на то, когда Саул со своими приближенными зашел в пещеру, где Давид легко мог бы убить его, если бы только захотел.
Пс.56:8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей.
Но Ты, Господи Боже мой, как бы так продолжает свою речь псалмопевец, не допустил меня до падения или до погибели. Когда враги уготовляли мне погибель (сеть, ст. 7), Ты уже приготовил мне спасение (ст. 4), а потому и я, в уповании на милость Твою, уготовал сердце мое к прославлению Тебя. Готово сердце мое, Боже: я приуготовил себя ко всякому положению, готов и жить, и умереть, готов я отдать себя на попрание врагам, готов и царствовать, словом, все, чтобы ни случилось со мною, все готов принять от руки Твоей и за все готов прославлять Тебя. «Буду петь и бряцать», – так переведены с греческого слова: воспою и пою во славе моей. Воспою означает (по Зигабену) воспевать Бога одним языком и голосом, а пою значит вместе с пением употреблять и музыкальное орудие [7, с. 442–443]. Во славе моей – то же, что «за славу мою», т.е. за оказанные мне Тобою, Господи, милости, чрез которые я прославляюсь в народе.
Пс.56:9 Востани, слава моя, востани, псалтирю и гусли: востану рано.
Славою своею, по словам блж. Феодорита и св. Афанасия Великого, Давид называет здесь пророчественный дар Святого Духа; псалтирью же, в переносном смысле, называет свою душу, а гуслями тело, всего себя как соделавшегося орудием Духа Божия [6, с. 263; 3, с. 193]. Слово востани по-русски переводится: «воспряни». Воспряни, слава моя – этими словами псалмопевец как бы старается возбудить в себе пророческое вдохновение, а вместе с тем он возбуждает и всего себя, воспряни, псалтирю и гусли (музыкальные орудия), чтобы всем существом своим воспеть таинственные песни во славу Бога. Востану рано – этими словами выражает готовность, при всяком пробуждении, или проявлении в душе его умственного света, при духовном просвещении, чрез наитие Святого Духа встать к пророчествованию и прославлению имени Божия псалмами.
Пс.56:10–11 Исповемся тебе в людех, Господи, воспою тебе во языцех: яко возвеличися до небес милость Твоя и даже до облак истина Твоя.
Возбуждая все существо свое к прославлению имени Божия, псалмопевец изъявляет свое желание благодарно поведать о Боге пред людьми, пред народом иудейским и воспеть Его пред язычниками, имеющими войти в Церковь Христову. Таким образом, он пророчески предрек, что псалмы его будут воспеваемы верующими как из иудеев, так и из язычников, обращенных к вере Христовой. В изречениях следующего 11-го стиха он указывает побудительную причину для благодарного исповедания и хваления Бога во всех языцех, говоря как бы так: и есть за что благодарить и прославлять Тебя, Господи, милость Твоя к грешному роду человеческому так неизмерима, как неизмеримо пространство от земли до небес, и истина, или правда, Твоя так высока, что простирается от земли до самых облаков.
Пс.56:12 Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя.
Продолжая свою речь и заканчивая псалом, св. Давид повторяет то, что уже выше сказал (ст. 6), но здесь те же слова его имеют другой оттенок мысли, в зависимости от сказанного в предыдущем (11) стихе: неизмеримо великая милость Твоя, Господи, как бы так говорит он, и безмерно высокая истина Твоя простираются превыше облаков и восходят даже до небес, а потому вознесись на небеса, Боже, и оттуда, с высоты небес покажи величие милости и истины Твоей и яви славу Свою, – да распространится по всей земли слава Твоя! Тебя, Господи, благословляет высота, Тебя величает глубина, Тебе поклоняются всяческие, потому что все сотворено Тобой, все песнословит Тебя, милосердый Господи! «С любовью всякий день поучаюсь и я слову Твоему, Господи Боже мой! Удостой и меня вместе с праведными возглашать это славословие: хвала Помиловавшему меня! Слава Простившему мне!» (Псалтирь св. Ефрема Сирина).