Псалом 46.

Надписание этого псалма то же, что и предыдущего 45-го псалма, за исключением слов: о тайных, которых нет в надписании сего 46-го псалма. И объяснение слов: в конец, о сынех Кореовых, псалом – должно быть то же самое, какое дано словам псалма предыдущего. Почти одни и те же мысли и чувства составляют содержание обоих этих псалмов, равным образом и по характеру изложения оба псалма имеют большое сходство между собою. Можно думать, что одно и то же историческое событие послужило и поводом к составлению того и другого псалма. Именно, торжествующие победители воспели сей псалом, как победную песнь (равно как и предыдущий 45 псалом), после чудесной победы царя Иосафата над аммонитянами, моавитянами и обитателями Сеира в так называемой долине благословения, незадолго до возвращения в Иерусалим. Упоминаемые в надписании сыны Кореевы, вместе с сынами Каафовыми, поставлены были для пения и для прославления Господа Бога на музыкальных инструментах, и они шли впереди вооруженного войска и пели особые составленные на этот случай псалмы (2Пар.20:19, 21, 28). Псалмы эти: 43–48, те самые, которые в надписаниях своих обозначены именем сынов Кореевых. А потому совершенно основательным нужно признать мнение тех, которые считают богодухновенным составителем этих псалмов кого-либо из тех же певцов, потомков Корея. Вышеназванные языческие народы имели целью изгнать израильтян из страны, которую Сам Господь предоставил им в особенное наследие (ст. 5; 2Пар.20:11), но они сами понесли постыдное поражение, причем весьма ясно открылось, что Иегова есть Бог страшный и Господь над всеми язычниками.

Пс.46:1

Составляет надписание, о котором сказано выше.

Пс.46:2–3 Вси язы́цы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Яко Господь Вышний страшен, Царь велий по всей земли.

Языцы – значит: «народы» (объяснение сего слова см. в Пс.2:1). Восплещите (от слова «плескати» – «рукоплескать») руками значит: «рукоплещите, радуйтесь» (см. Пс.97:8). Призывая все народы к духовной радости и веселию, псалмопевец обращается особенно к побежденным и другим соседним народам с приглашением прославлять Господа радостными восклицаниями. Рукоплескание означает здесь не телесное только биение или движение рук, но внутреннее веселие духа, выражаемое внешними действиями рук, воплем голоса и другими знаками. Объясняя изречения этого псалма в духовном смысле, св. Афанасий Александрийский говорит, что он (псалом) воспевается от лица св. апостолов, которые описывают гонение за проповедь и одержанные при этом победы [3, с. 157]. А так как «победе прилично рукоплескание, и восклицание есть знак побеждающих, – говорит блж. Феодорит, – поэтому и мысль, заключающаяся в этом псалме состоит в связи с мыслью псалма предыдущего. Тот псалом предвещает после бури и мятежей победу, а сей одержавшим победу повелевает возглашать песнь Подателю победы, потому что Он оказался, – говорит, – Вышним и Страшным» [6, с. 217]. Вышним называется здесь Господь относительно Божества, выше Которого ничего не может быть во всем мире, Страшным – относительно силы Его, с которой также никакая сила не может идти в сравнение, и Он может Своею силой сокрушить и умягчить жестокость и силы всего мира. Называется также Царем великим, потому что не только вся земля, но и вся вселенная Им управляется и состоит под Его властью (Пс.23:1).

Пс.46:4–5 Покори люди нам и языки под ноги нашя: избра нам достояние Свое, доброту Иаковлю, юже возлюби.

Современный иудейскому царю Иосафату составитель этого псалма, из сынов или потомков Корея, мог, конечно, по вдохновению говорить о будущих судьбах Церкви Христовой, но он говорил о них не иначе, как под образом современных ему событий и явлений близкой к нему жизни его соотечественников иудеев. Столице Иудейского царства, прекрасно устроенному тогда и укрепленному Иерусалиму, грозила большая опасность от внезапно напавших на Иудею союзных народов, но Господь, чудесно поразив нападавших, покорил их под власть израильского народа и этим утвердил за ним обладание своим наследием. О чем и говорит здесь псалмопевец, употребляя в речи своей черты из древнего завоевания и покорения земли Ханаанской при Иисусе Навине, когда израильтяне буквально топтали ногами гордые выи царей той земли (Нав.10:24). Тогда эту самую землю Господь избрал в наследие (достояние) израильтянам. Земля сия была прекрасна (доброта Иаковля) и особенно любима Богом (юже возлюби), и потому обладанием этой землей народ израильский отличен был от всех других народов. Но вот язычники собрались и сделали нападение, чтобы отнять у него это достояние, и израильтяне могли считать его уже почти потерянным. Поэтому, поражая неприятелей, Бог, так сказать, снова избирает достояние Израиля в его пользу. В духовном смысле под достоянием или наследием Божиим можно разуметь всех уверовавших язычников (Пс.2:8), а под добротою Иакова самих апостолов, ибо их одних, говорит блж. Феодорит, избрал Господь, возлюбил, им вверил кормило апостольства. Они – украшение, краса Церкви, которая сама есть наследие Божие [6, с. 217–218].

Пс.46:6 Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне.

Соседние с Иудейской землей языческие народы, как-то: моавитяне, аммонитяне, некоторые из страны Маонитской и другие обитатели горы Сеир, соединились для того, чтобы напасть на израильтян и отнять у них достояние их, данную Самим Богом в наследие отцам их Ханаанскую землю. Израильтяне же выступали против них, равно как и возвращались в Иерусалим после чудесного поражения врагов, в торжественном шествии с трубами и другими музыкальными орудиями, со славословием и восклицаниями (2Пар.20:21, 27–28 и др.); причем, без сомнения, несен был ковчег Завета, с которым, по издавна существовавшему обычаю, они всегда выходили на войну против неприятелей (Чис.10:33Нав.6:61Цар.4:3–6). Это торжественное, впереди всего войска преднесение ковчега Завета и означало шествие Самого Бога. Об этом вхождении с ковчегом Завета в Иерусалим, на гору Сион и говорит в стихе 6 псалмопевец: Восшел Бог (на гору Сион и в храм Свой, как бы на небо) при восклицаниях, Господь при звуке трубном. В духовно-пророческом смысле отцы Церкви под восшествием Господа разумеют здесь вознесение Господа Иисуса Христа на небо, а под воскликновением и гласом трубным – восклицания ангелов, предшествовавших Иисусу Христу в Его вознесении на небо и извещавших о том других высших духов для того, чтобы они отворили врата небесные для входа Царя славы (Пс.23:7, 9). Голосом трубы выражена здесь победная песнь, которую воспели ангелы Крепкому и Сильному в брани Царю славы при Его вознесении на небо.

Пс.46:7–8 Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте: яко Царь всея земли Бог, пойте разумно.

Проникнутый чувством глубокого умиления пред величием Царя славы и будучи в восторге от удивления пред Его неисповедимою силой и беспредельной благостью, псалмопевец желал бы воздать Ему должную благодарность и славу и для этого опять обращается к тем же народам земным с приглашением прославлять Бога пением, и это приглашение всех к прославлению Бога повторяет с великим усердием неоднократно: пойте Богу нашему, пойте, пойте Царю нашему, пойте, потому что Он Царь над всею землею, пойте Ему разумно, выражая в пении не одни простые бесчувственные звуки, но искреннее, сознательное чувство хвалы и благодарение за все Его милости и благодеяния к роду человеческому. Будем петь Ему разумно – не одним языком, но и умом, помышляя Кому и Какому Владыке поем и за какие великие и дивные дела Его прославляем, чтобы пение наше являлось пред Ним как приятная Ему жертва хваления; в противном случае, т.е. когда пение наше будет неблагоговейное, неосмысленное, неразумное, оно не только будет неприятно Богу, но и оскорбительно для Его величия и навлечет на нас гнев Божий вместо благословения и милости.

Пс.46:9–10 Воцарися Бог над языки: Бог седит на престоле святем Своем. Князи людстии собрашася с Богом Авраамлим: яко Божии державнии земли зело вознесошася.

Князи людстии – то же значит, что «цари народов». Бог Авраамов – то же, что истинный Бог народа израильского, Творец неба и земли, Вседержитель и Спаситель мира, Который у евреев назывался Богом отец их, Богом Авраама, Исаака и Иакова. В этом же смысле и псалмопевец назвал Его здесь Богом Авраамлим. Воцарися Бог над языки: Бог воцарился над народами, – когда это было? Разве Царь всея земли Бог (ст. 8), сотворивший мир, не был когда-нибудь Небесным Царем всех народов? Как Бог вечный Христос царствовал всегда и над всеми людьми, хотя бы и не признававшими Его власти над собою, царствовал как бы против воли их, ныне же, по вочеловечении Своем, Он царствует над всеми народами, добровольно покорившимися власти Его, чрез веру в Него (Дан.7:13–14Мф.28:18). Этот вечный Царь царей и всех народов как Судия, имеющий судить весь мир (Пс.95:13Мф.25:31–32), сидит на престоле Святем Своем, и престол Его так же свят, как Свят Сам Судия, сидящий на нем, и как праведен суд Его, свободный от всякого лицеприятия и непогрешительный в производимых им решениях. Во многих странах народы признали власть Его над собою чрез своих властителей, царей и князей. Так было, например, у нас на Руси, когда святую веру Христову принял сначала св. князь Владимир, а за ним и весь народ, ему подвластный. Это самое и выражено словами псалма: князи людстии собрашася с Богом Авраамлим, что с греческого переведено так: «князи народов собраны к Аврааму». Под державными земли нужно разуметь тех же властителей и царей земных, которые, оставя ложных богов своих, обратились к вере во Христа, истинного Бога Авраамова, и весь народ обратили к Тому же Богу, чрез что и сами прославились, зело вознесошася, «вельми превознесены» (по пер. с греч.). Таковыми державными земли Святая Церковь христианская признает равноапостольного царя Константина, того же св. равноапостольного князя Владимира и др., в особенности же св. апостолов. «Кто эти державные Божии, как не апостолы и все верующие, – говорит св. Иоанн Златоуст, – сила их так просияла, что они вознеслись над всеми: они державны, ибо противостали всей вселенной, преодолели все, стали выше всего и ничем не были побеждаемы» [5, с. 233].

Ошибка в тексте