Псалом Давиду, исхода скинии – в этом надписании псалма сего последних слов исхода скинии нет в древних списках еврейской Библии. В первый раз они появились в переводе LXX, и то не во всех рукописях, а только в римском издании и в последующих. Тем не менее, все христианские толковники псалмов не оставляют без внимания этого надписания, придавая ему то или другое значение.
Надписание это указывает на содержание всего псалма, которому различные толковники дают различные объяснения. Из всех этих объяснений наиболее распространенные и более известные два: одно – в историческом смысле, или буквальное, которое заключает в себе завещание священникам и левитам касательно «исхода скинии», т.е. исхождения их из храма, – что они должны помнить, что им делать в следующий по исхождении день, именно – приносить в жертву Богу сынов овних, славу и честь, и проч., и приносить все это во дворе храма. В этом же смысле далее повествуется о всемогуществе Божием, открывающемся в чудных делах, которые Господь Бог творит одним словом или повелением. Другое толкование сего псалма дается отцами Церкви в пророческом смысле, именно – что Давид в скинии Ветхого Завета проразумевал прообраз новозаветной Церкви, которая в Откровении Иоанна Богослова именуется «скинией Бога с человеками» (Откр.21:3), и что под именем гласа Господня, которое повторяет в псалме до семи раз, он пророчествует о гласе евангельской проповеди, которою как особым, чрезвычайным орудием должна будет устрояться и распространяться христианская Церковь на земле. Кроме сих двух главных толкований известны еще толкования в таинственном, или духовном, смысле. Так, св. Василий Великий под исходом скинии разумеет отшествие от сей жизни, или выход души из тела [4, с. 63]. А св. Афанасий Александрийский разумеет исшествие израильтян из скинии, или Церкви, т.е. их отвержение и введение на место их язычников [3, с. 107]. Мы же при объяснении псалма сего будем иметь в виду главным образом первые два объяснения, т.е. в буквальном, или историческом, смысле, и затем – в пророческом.
Пс.28:1–2 Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь: принесите Господеви славу имени Его: поклонитеся Господеви во дворе святем Его.
Так читаются первые два стиха сего псалма. Последуя историческому изъяснению псалма, под именем сынов Божиих должно разуметь жрецов или священников, на которых лежала обязанность приносить жертвы во дворе храма и славословить Господа, а под сынами овними – тех молодых овнов, или барашков, которых по Закону приносили в жертву. Таким образом, по буквальному пониманию псалма, в изречениях первых двух стихов его заключается следующая мысль: пророк, намереваясь прославить Господа Бога в псалме, или песнопении, призывает священников храма, чтобы они, не забывая своей обязанности, почтили Господа, во-первых, принесением установленных по закону жертв, состоящих из молодых агнцев, или овнов, затем – пением в честь и славу Господа для прославления святого имени Его и, наконец, должным поклонением Господу во дворе скинии Его. В пророческом же смысле под сынами Божиими разумеются, по мнению блж. Феодорита, все уверовавшие в евангельскую проповедь и нареченные чадами Божиими [6, с. 128], что согласно и с учением Слова Божия (Ин.1:12; Гал.3:26). А по св. Афанасию, под сынами Божиими должно разуметь св. апостолов, под именем же сынов овних – тех, кои из иудейского народа, чрез апостолов, призваны к вере в Господа, также и тех, которые уверовали из язычников [3, с. 107]. А потому, желая воспеть хвалебную песнь Господу, Давид в пророческом духе обращается к апостолам и призывает их, вместе со всеми уверовавшими их проповеди, принести жертвы хвалы и благодарения Господу и прославить всемогущество Божие – поклониться Господу во дворе святом Его, т.е. в Церкви. Так как по пришествии Христовом и предании Христа иудеями на крестную смерть «двор» их опустел, то двором святым с того времени сделалась христианская Церковь, на поклонение в которой и призывает Давид сынов Божиих, т.е. святых апостолов и с ними всех христиан. Поклонитеся Господеви во дворе святем Его – сим «дается, – говорит св. Афанасий, – ясное повеление, что не должно поклоняться вне Церкви… Не вымышляйте себе особенных дворов и собраний. Один есть святый Божий двор» (Там же. с. 107–108], т.е. Церковь Христова.
Пс.28:3 Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих.
От сего стиха и до конца псалма пророк излагает причину, почему он призывает сынов Божиих к прославлению всемогущества Божия. Причина этого та, что глас Господень творит дивные дела, проявляющие славу и величие Бога как в видимом мире, так и в устроении невидимого Царства благодати, т.е. Церкви христианской. Первое действие всемогущества Божия он усматривает на водах, и это действие творческой силы Божией над водами описано на первой странице бытописания в таких выражениях: «Дух Божий ношашеся верху воды… И рече Бог: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды. И бысть тако. И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем, в собрание едино, и да явится суша» (Быт.1:2, 6, 9). Этот творческий глас Господа в Священном Писании нередко уподобляется грому. Так, например, в книге Иова один из друзей сего праведника в речи своей говорит: «Возгремит Крепкий гласом Своим… возгремит гласом величия Своего» (Иов.37:4–5). Этот же глас Господень положил начало гласу евангельской проповеди о Сыне Божием, воплотившемся на земле для спасения людей и пришедшем на Иордане к Иоанну для крещения, и тогда «глас сей возгремел над водами многими, Твоему свидетельствуяй Сыну» (Канон на Богоявление. Песнь 4-я, ирмос): «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» (Мф.3:17; 2Пет.1:17).
Пс.28:4 Глас Господень в крепости, глас Господень в великолепии.
Здесь гласу Господню пророк приписывает два качества: крепость, или силу, и великолепие, или необычайную красоту. Оба эти качества можно усматривать в природе вещей видимых и невидимых. Глас Господа везде, где только он не проявлялся, при творении ли, или промышлении о мире, всегда был исполнен силы, величества и славы и сопровождался непременно соответствующим ему действием: рече и бысть тако. Так и глас евангельской проповеди, от Самого Бога Отца восприявший начало и чрез Христа и апостолов распространившийся по всему миру, не был гласом тщетным и бездейственным, как глас языческих философов и ораторов, но был исполнен духа и силы, «не в препретелных человеческия премудрости словесех» состоял, но «в явлении духа и силы», как говорит апостол (1Кор.2:4), «не в слове точию, но и в силе, и в Дусе Святе» (1Сол.1:5). Что касается до великолепия гласа Господня, то о нем весьма ясно свидетельствуют апостолы и евангелисты. Так, апостол Петр говорит, что Господь Иисус Христос принял от Бога Отца честь и славу, «гласу пришедшу к Нему от велелепныя славы» (2Пет.1:17).
Пс.28:5 Глас Господа, сокрушающаго кедры: и стрыет Господь кедры ливанския.
В этих словах пророк, как бы переводя внимание свое от действия гласа Господня на водах на действия Его, бывающие в воздухе, показывает, что глас Господень, или всемогущее слово Его, производит ветры и бури, которые в других псалмах называет «духом бурным, творящим слово Его» (Пс.148:8) и являющим сокрушительные действия (Пс.47:8). Кедрами называются деревья, отличающиеся высотой и толщиной своей, обширностью ветвей, или многоветвистостью, и вообще своей крепостью и громадностью в сравнении с другими древесными породами. Такими деревьями изобиловали и славились горы Ливанские, находящиеся между Палестиной и древней Финикией, или нынешней Сирией. Вот почему и псалмопевцы всякий раз, когда хотят показать величие творческой силы Божией в растительном царстве природы, указывают на «кедры ливанские» (Пс.36:35, 91:13, 103 и др.). Так и здесь пророк выразил крепость гласа Господня, которая, проявляясь в ветрах и бурях, бывает так сильна, что сокрушает, ломает и с корнем выбрасывает (стрыет) такие громадные и твердые деревья, каковы кедры ливанские. В пророческом смысле под кедрами здесь разумеются люди гордые, превозносящиеся своим богатством или своим выдающимся положением в обществе, возвышающим их пред другими (Ис.30:31; Иез.31:2–4; Пс.36:35). Таковых евангельская проповедь, как глас Господень, сокрушает, т.е. укрощает дух гордости, приводит к смирению и покаянию и научает их «творить плоды достойные покаяния» (Лк.3:8). Примеров сего бесчисленное множество представляют повествования священной и церковной истории.
Пс.28:6 И истнит я яко тельца ливанска: и возлюбленный яко сын единорожь.
Истнит – значит то же, что «сокрушит», или «сотрет» – истончит, сделает тонким, мелким. В горах Ливанских много паслось быков (тельцов), которые славились особенной силой, а потому вместе с кедрами они в Священном Писании служат символами сильных и гордых людей (Пс.21:13). По переводу с еврейского выражение истнит я яко тельца значит: «заставляет их скакать подобно тельцу», и потому смысл этого изречения будет таков: глас Господа не только сокрушает или ломает кедры, но и с корнем исторгает их и бурным ветром заставляет их прыгать по горам и скакать подобно тельцу ливанскому. И возлюбленный яко сын единорожь. По разности переводов, это изречение имеет различные толкования. Если иметь в виду перевод с греческого, то под словом возлюбленный нужно разуметь «возлюбленный Израиль», т.е. народ Божий, который в Едином Боге своем видел силу и рог спасения (Иез.29:21; Пс.131:17), и потому был непобедим до тех пор, пока оставался верным Богу, – и затем Господа Иисуса Христа, возлюбленного Сына Божия, Который, по пророчеству Захарии, отца Предтечева, есть воздвигнутый из дому Давидова «рог спасения» (Лк.1:69), и Сам Себя в первом откровении Павлу апостолу сравнивает с рожном (то же, что единорожь), против которого трудно идти (Деян.9:5). Если же принять перевод с еврейского, по которому означенное изречение читается: «Сирион (гора, иначе – Аермон), подобно молодому единорогу», – то в связи с предыдущим оно значит следующее: глас Господень заставляет их (кедры) скакать, как тельца ливанского; самые горы Ливан и Сирион по Его повелению скачут, как молодой единорог, или буйвол. Так как на горах Ливанских во времена Давида и после него было много идолов и высоких идольских жертвенников, то в пророческом смысле под сокрушением тельца ливанского св. отцы разумеют истребление тех идолов, подобно тому как золотой телец, сделанный евреями у горы Синай, истреблен – стерт в порошок Моисеем; а под единорогом – Христа Спасителя, а также народ, уверовавший в Него и избавившийся от идольской прелести.
Пс.28:7 Глас Господа, пресецающаго пламень огня.
По переводу с греческого: «глас Господа рассекает пламя огня». «Рассекает, – прибавляет от себя в подстрочном примечании еп. Порфирий, составитель сего перевода, – надвое, на блеск и жар. А мы сделать этого не можем. Не нам расставить блеск огня особо, а жар его особо». Подобное сему действие силы Божией в рассечении, или разделении, огня случилось в купине, явленной Богом Моисею. Отделив силу огня жгущую, Бог показал Моисею силу его светящую. Подобное же сему действие гласа Господня видим и слышим в грозных явлениях громов и молний, когда блеск молнии, разбрасываемой в разные стороны, отделяется от пламени огня, сокрытого в облаках небесных, а иногда низвергающегося на землю и производящего опустошительные действия. Изречением глас Господа пресецающаго пламень огня Давид пророчествует, по мнению св. отцов и учителей Церкви, о пещи трех отроков в Вавилоне, когда действие сей пещи, седмерицею разжженной, Божиим велением было так разделено, что халдеев опаляло, верных же орошало, или защищало от огня ниспосланною чрез ангела росою Духа Божия. То же изречение пророчествует о разделенной силе огня в будущей жизни, где он будет одних (грешников) сожигать, другим же (праведникам) светить.
Пс.28:8 Глас Господа, стрясающаго пустыню: и стрясет Господь пустыню Кадднйскую.
Стрясать значит – сдвинуть, поколебать, потрясать. Пустыней в Священном Писании называется безводная, бесплодная, ненаселенная местность. Каддийская от слова «Кадис», так назывался город на южной границе Иудеи, к Идумее: он лежал среди пустыни в виде оазиса, почему и получил название – Кадис, по-русски «зеленеющий луч». Поэтому выражение: «Господь гласом Своим стрясает пустыню». А в связи с предыдущим здесь выражены такие мысли: действие чудной силы всемогущества Божия так велико и неограничено, что Он может одним словом (гласом) и гору Ливанскую обнажить от всех ее громаднейших кедров и превратить ее в пустыню так же, как и пустыню Каддийскую одним сотрясением соделать плодородною и наполнить животными и растениями. В пророческом смысле под сотрясением пустыни разумеется здесь обращение язычников чрез проповедь Евангелия в Церковь Христову. Разные языческие народы, которые прежде, до обращения ко Христу, не имели ни возделания духовного, ни напоения от росы Божией благодати, могли по справедливости быть названы пустынею, как и называются в песнопениях нашего православного богослужения: «Процвела есть пустыня яко крин, Господи, языческая неплодящая Церковь пришествием Твоим» (Октоих. Глас 2. Неделя, утро. Канон. Песнь 3, ирмос).
Пс.28:9 Глас Господень, свершающий елени, и открыет дубравы, и в Храме Его всякий глаголет славу.
Свершающий, от слова «свершати», значит – приуготовляющий, соделывающий, совершающий. Елени – по-русски «олени», или «лани». Дубравой называется густой, темный, дремучий лес Открыет дубравы – значит: обнажает леса. В словах сего стиха пророк переносит действие всемогущей силы Божией от разных стихий природы на животных и растения. «По гласу Господню совершенными рождаются олени», или, как читаем в русской Псалтири (по пер. с евр.): «Глас Господа разрешает от бремени ланей». Издревле известно, что лани с великою трудностью рождают детей, так как рождают плод совершенный, и дети их вскоре по рождении бегут на пастбища и к матери уже не возвращаются, о чем говорится и в другом месте Писания (Иов.39:1–4). Таким образом, выражение свершающий елени – значит не что иное, как «способствующий рождению оленей». Словами: открыет дубравы означается действие Божие в лесах. Пред Богом ничего нет сокрытого, но все открыто, во все Он проникает, даже в самые густые дубравы. Во время весны все леса Он покрывает приятною зеленью, а во время осени опять обнажает их, так что во всем этом открываются дивные действия Промысла Божия. Слова: и в храме Его всякий глаголет славу – по переводу с еврейского читаются: «и во храме Его все возвещает о Его славе», и потому означают то, что все твари хвалят и прославляют Бога по всей вселенной, которая есть храм Творца и Вседержителя мира. Таково буквальное значение изречений сего стиха; в смысле же пророческом елени означают людей совершенных, святых, которых Сам Господь приуготовляет, усовершает Своею благодатью. Так как в глухих, дремучих лесах гнездятся и скрываются разные гады и бывает много бесплодных деревьев, то под словом дубравы разумеются нечистые души язычников, в которых гнездятся разные жестокие и дикие страсти. И выражение открыет дубравы значит: Господь гласом евангельской проповеди очистит и просветит темные души язычников и приведет их в познание Божественной истины, и тогда, уверовав во Христа и в Его святое учение, они везде, по всей вселенной, – в храме Его, – будут возвещать Его славу.
Пс.28:10 Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век.
По переводу с греческого читаем: «Господь потопленное населит». Всемогущая сила гласа, или повеления Господня проявляется, по сему слову пророка, не только на всех стихиях мира и во всех тварях Его, но простирается и на самые великие наводнения, каковым был всемирный потоп, представлявший собою зрелище смерти и всеобщего истребления всего живущего на земле. Но по слову Господню, или по данному патриарху Ною благословению (Быт.9:17), обновленная потопом земля стала наполняться людьми – потомками Ноя и разными животными: «потопленное населилось». Значит, Господь, владычествующий во всем мире, и «над потопом восседает» (царствует), как читается по переводу с еврейского, и Он есть Царь вечный, «будет восседать Господь Царем во век» (по тому же переводу). Так как воды потопные были прообразом воды святого крещения в Церкви Христовой (1Пет.3:20–21), то и изречение: Господь потоп населяет – означает в пророческом смысле то, что Господь вселенную, наводненную беззакониями идолонечестия, в пришествии Спасителя воссоздаст, обновит благодатью Святого Духа и как бы вновь населит, «покорив вся под нозе Его и посадив Его одесную Себе на небесных» (Еф.1:22,20) как Царь во век. Изречение сего стиха имеет указание и на второе пришествие Христово, когда приидет Господь, Который осветит сокрытое во мраке, откроет все тайны сердечныя (1Кор.4:5) и воздаст каждому по заслугам, – когда одни пойдут в муку вечную, а другие – в жизнь вечную (Мф.25:46), и тогда, победив всех врагов Своих, Господь Един сядет, как «Царь Царем и Господь Господем» (Откр.17:14).
Пс.28:11 Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром.
В сем заключительном стихе псалма продолжается мысль предыдущего стиха. Господь Иисус Христос, Победитель смерти и ада, покорив всех врагов Своих, сядет, по вознесении Своем на небо, одесную Отца, и, восседая на престоле славы Своея, не оставит без Своей помощи верных последователей Своих, которые находятся в борьбе против врагов своего спасения: Господь даст людем Своим крепость и силу к побеждению врагов их. И когда они, неленостно и неослабно продолжая борьбу против врагов, с помощью Божией одержат победу над ними, тогда Господь благословит люди Своя миром, тем неоценимым благом души, дороже которого ничего нет в мире. Все мы, христиане, должны поэтому твердо помнить, что Царствие Небесное, или, что то же, наше спасение, силою, подвигами борьбы берется, и усиленные искатели (подвижники) «восхищают» его (Мф.11:12). Надо беспрерывно подвизаться в деле спасения души. Если не употреблять ежедневно усилий к побеждению борющих нас страстей и к стяжанию Царствия Божия в сердце, то страсти насильно будут овладевать нами, вторгаться, подобно разбойникам, в нашу душу; пристрастие к земным вещам будет пропорционально усиливаться, а вера в небесные блага и любовь к ним ослабевать все больше и больше, любовь к Богу и ближнему – тоже. Тогда и мира в душе, спокойствия совести будет все меньше и меньше. О, да не будет сего! Господь благословляет людей Своих (подвижников веры и благочестия) миром. Возлюбим же мир и любовь Божию больше всего. Будем стараться о том, чтобы «иметь мир со всеми и святость, без которых никто не увидит Господа» (Евр.12:14).