Ответ

Правильнее будет исповедоваться и причаститься, а потом собороваться или можно и наоборот?

 

            Вопрос довольно распространённый, но связан он с забвением того, что в идеале все христиане, приходя на литургию, должны причащаться. Мы сегодня далеки от этой нормы, но она остается нормой. Если человек причащается каждое воскресенье, а раз в году среди недели пособоруется, Соборование для него само собой свяжется с Причастием. А кто причащается раз в год, может присоединить это к Соборованию, но плохо, что так редко причащаются люди.

         Если на совести у человека тяжкий грех, который отлучает его от Церкви, такой грех никакое священнодействие не снимет. Вернуться в Церковь такой человек может только через покаяние, исповедание этого греха и, скорее всего, епитимью. Подгонять такую Исповедь к Соборованию нет никакого смысла.

           А если речь идет просто об Исповеди перед Причастием, то вполне естественно, что человек на неделе пособоровался, в субботу вечером исповедовался, а в воскресенье — причастился. Или наоборот – сначала исповедовался и причастился, потом пособоровался. На мой взгляд, не принципиально, в какой последовательности. Все равно это разные Таинства, не заменяющие друг друга.

Источник: «Православие и Мир»