ответ

Вы запоминаете то, что прихожане говорят Вам на исповеди? Это не влияет на отношение к людям?

 

Конечно же, священник как врач. Когда человек ходит к нему с какой-то периодичностью, начинает о нем запоминать все больше и больше: и имя, и жизненные обстоятельства, и какие-то склонности, и немощи, и способы лечения, которые этому человеку предлагались – те, которые подействовали, и те, которые не подействовали. И абсурдно было бы, если бы всякий раз общение с человеком начиналось с чистого листа.

На второй вопрос отвечу следующее. Одно из видимых чудесных проявлений благодати Таинства священства – то, что священник не может не радоваться о покаянии человека. Не ужасаться мере грехов, не побрезговать согрешающим, но порадоваться, когда видишь, что человек имеет мужество с сокрушением обличить себя иной раз в действительно пакостных и скверных грехах. И любой священник будет «больше любить» того, кто кается. Одно бывает тяжело на исповеди: когда человек вместо исповеди начинает обсуждать и осуждать других людей. Тут нужно, бывает, остановить и сказать, что это – не исповедь, и что не нужно приходить сюда для разбора недостатков домашних или близких.