Ответ

Причастие и Исповедь.  Объясните, пожалуйста, как эти таинства связаны между собой в нашей русской традиции?

  Мы знаем существующую и преобладающую русскую православную традицию, она доминирует в большинстве наших приходов. Согласно ей человек, желающий принять Таинство причастия, говеет, то есть готовится к принятию Святых Таин, и в рамках говения исповедуется накануне, за предшествующим всенощным бдением или непосредственно перед Литургией, в день причастия. Так было на протяжении многих десятилетий.

 

   Надо сказать, что и в самой Русской Церкви эта практика варьировала от одной исторической эпохи к другой. Например, в Синодальный период (в XVIII– XIX веках) и до революции исповедовались и причащались очень редко, доходило до того, что исповедь была один раз в год, Великим постом, причем некоторые категории подданных Российской империи (например, государственные служащие) должны были получать справку о том, что были на исповеди и причащались. Известны случаи, когда будущий святитель Игнатий Брянчанинов начал ходить в храм каждое воскресенье, стараться там причащаться, и священник того храма, куда он ходил, воспротивился этому и посоветовал ему бывать в храме реже. Тогда он начал ходить в разные храмы, для того чтобы не было подозрений. Древняя практика не связывала напрямую Таинство исповеди и причащение Святых Христовых Таин, эта связь была более сложной.