Мытарство 1-е. Празднословие. Толкование мытарства.
Святитель Иоанн Златоуст, (ок. 347 — 407) — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.
«Подлинно, много зла причиняет болтливость языка, и, на- против, воздержание его – много добра. Как нет никакой пользы от дома, города, стен, дверей, ворот, если нет при них стражей и людей знающих, когда надобно запирать их и когда отворять; так не будет пользы и от языка и уст, если разум не будет приставлен открывать и закрывать их с точностью и великою осмотрительностью, и знать, что нужно произносить и что держать внутри».
Святитель Димитрий Ростовский (1651 — 1709), епископ Русской Православной Церкви, митрополит Ростовский и Ярославский, духовный писатель, агиограф, проповедник, педагог, основатель Ростовской грамматической школы. В 1757 году Димитрий Ростовский прославлен в лике святых.
«О том, чтобы хранить себя от смеха, празднословия и кощунства»
«Берегись смеха, празднословия и кощунств – да не лишишься благодати Божией и да не соделаешь душу твою пустою, ибо смех и кощунства отгоняют благодать Господню, охлаждают сердце, отягчают душу, помрачают совесть, опечаливают ангелов, веселят бесов…»
Епископ Варнава (Беляев) (1887 — 1963) — священник Русской Православной Церкви, аскетический писатель, юродивый.
«Если наука и искусство, устанавливающие как законы прекрасного, так и границы дозволенного в изображении дисгармонии и несовершенства, наряду с аристократическим воспитанием не застраховывают от безобразия и безумия сей гнусности, то к чему они? Надо искать других путей… Спросят: где же искать? – В христианстве…»
Преподобный Никодим Святогорец (1749 — 1809), афонский монах, богослов, толкователь Канонов Православной Церкви.
«О том, как управлять языком» из книги «Невидимая брань»
«После многословия, когда пройдет чад самодовольства, всегда остается некое чувство тоскливости и разленения. Не свидетельствует ли это о том, что душа и нехотя сознает тогда себя обокраденною?».
Игумен Нектарий (Морозов) (1972), священник Русской Православной Церкви, настоятель храма Святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова, руководитель епархиального информационно-издательского отдела, писатель.
«Мы чаще всего говорим просто потому, что захотели что-то сказать, повинуясь внутреннему импульсу, не проанализировав его, не оценив – прежде всего с точки зрения евангельской…Помимо выше приведенного объяснения из Священного Писания отцы дают объяснение свое, не менее, пожалуй, убедительное: уста точно двери дома: если они часто открываются, то тепло из дома уходит».
Гермоген Иванович Шиманский (1915–1970), кандидат богословия, духовный писатель, преподаватель Киевской и Волынской Духовных семинарий (1951–1961 гг.).
«Об употреблении дара слова (о хранении уст)» из книги «Конспект по нравственному богословию».
«Я видел многих, – говорит св. Амвросий Медиоланский, — впадавших в согрешение чрез свои слова, но почти никого чрез молчание».