Какие существуют виды борьбы со страстями?

И так, характер борьбы подвижника должен быть преимущественно внутренний — духовный. Для большего успеха этого рода борьбы подвижник, несомненно, нуждается во многих внешних пособиях, приемах, способах и условиях. Одна борьба внутренняя на началах духа, без участия плоти не может быть вполне успешной: человеку необходим и второй род борьбы — внешней, состоящей в известных приемах, способах и вспомогательных средствах, каковы: внешний пост, воздержание, молитва, бдение, удаление от мира и тому подобное.

Внешняя борьба является только пособием к успешному искоренению греха и насаждению добродетелей; внутренняя же борьба с греховными движениями души является главнейшей задачей жизни. Поэтому в общем деле они необходимо важны и друг от друга неотделимы.

В силу преимущественного значения внутренней борьбы пред внешней отцы-аскеты указывают, что и оружия воинствования нашего должны быть не плотские, но духовные и сильные Богом. Роды оружия и свойства, которыми, препоясавшись, мы должны вести брань

Господню, следующие: вера есть щит, который отражает стрелы похоти, страхом будущего Суда умерщвляет ее; любовь есть броня и не допускает стрелам диавола проникать до внутреннего человека; надежда — шлем — защищает голову; меч духовный есть слово Божие; пояс — любовь к ближним; обувь — смиренномудрие; лук наш — простирание рук на молитву. Кто будет вооружен этим оружием, тот не будет отведен в неприятельскую землю помыслов.

Святитель Николай (Могилевский) из книги «Не поклонимся греху» ( С.103-104)