Какие бывают виды молитвы? 

Молитвы условно можно разделить на хвалебные, просительные, покаянные и благодарственные.

Хвалебные молитвы — это те молитвы, в которых мы прославляем Господа за все Его Божественные совершенства: «Молитвою хвалы, – говорит святитель Филарет (Дроздов), – мы созерцаем совершенства Бога, исповедуем Его премудрость, благость, провидение, помощь». К числу хвалебных молитв нужно отнести и наши акафисты, представляющие собой песнопения духовной радости и отрадного торжества. Да и каждое наше богослужение начинается и заканчивается хвалением – прославлением Господа, троичного в Лицах.

Просительные молитвы — это такие молитвы, в которых мы выражаем пред Богом наши нужды – как телесные, так, главным образом, и духовные. Из богослужения нашей святой Церкви – «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Благословляй благословящия Тя, Господи…», все ектении и прочие.

Покаянные молитвы — это такие молитвы, в которых человек, будучи глубоко проникнут сознанием тяжести своих грехов, пламенно и усердно, со слезами и плачем просит Господа отпустить ему их, не наказывать его за них, освятить его труд над исправлением сердца. в покаянной молитве предметом служат не потребности жизни, как бывает это в просительной, а только просьба о прощении грехов. Часто покаянная молитва следует непосредственно за проступком. Образцами покаянных молитв в богослужении святой Церкви могут служить молитвы, входящие в чин исповеди. Богаты покаянным содержанием и все великопостные моления, в частности же – канон святого Андрея Критского и другие.

Молитва благодарения – это такое расположение нашего духа, при котором мы считаем Бога источником всякого истинного нашего блага и в полноте чувств повергаемся пред Ним в знак своей сыновней признательности. Богослужение святой Православной Церкви содержит много образцов благодарственных молитв. Сюда нужно отнести молитвословия благодарственного молебна, молитвы по причащении Святых Тайн. Сама центральная часть богослужения именуется Евхаристиею, что значит «благодарение»

(Профессор Скурат К.Е., более подробно о видах молитвы можно прочитать здесь)

 

Молитвы также бывают о себе и о других:

Молитва за ближних — это выражение любви. Так как, по апостолу, «любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13:8), то земные члены Церкви молятся не только друг за друга, но и за усопших ближних. Святые же в Царствии Божием молятся о членах земной, воинствующей Церкви. На этой же связи небесных членов Церкви с земными основана и забота о нас ангелов Божиих, и наши молитвы им.

Слово Божие заповедует нам молиться о ближних и свидетельствует о силе этой молитвы. Господь Иисус Христос заповедал:

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44); «Молитесь за обижающих вас» (Лк. 6, 28); «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6, 30-31).

Апостол Павел часто просит христиан молиться о нём: «Молитесь о нас» (1Фес. 5, 25). Блаженный Феофилакт Болгарский в толковании на Апостол дает такой комментарий к этим словам: «Итак, не за себя только должно молиться. Заметь смирение: просит учеников молиться тот, который находился в узах за Христа. Да и Петр находился в узах, и за него усердная молитва была совершена Церковью». «Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» — наставляет апостол (1 Тим. 2, 1).

Апостол Иаков заповедует: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16) «и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5, 15).

О том, что молитва о ближних это не только дело любви, но и наш христианский долг, говорят все святые отцы:

«Об оставлении согрешений других молись так, как молишься об оставлении своих согрешений, когда они, поражая скорбью и теснотой душу твою, побуждают тебя с болезновением, сокрушением сердца и со слезами умолять Бога о помиловании; равно и о спасении других молись так, как о своем собственном. Если достигнешь этого и обратишь это в навык, то получишь от Господа обилие даров духовных, даров Духа Святого, Который любит душу, сочувствующую спасению других, потому что Сам Он, Всесвятой Дух, всячески хочет спасти всех нас…
Если хочешь исправить кого от недостатков, не думай исправить его одними своими средствами: сами мы больше портим дело своими собственными страстями, например, гордостью и происходящей оттуда раздражительностью: но возверзи печаль на Господа (Пс. 54, 23) и помолись Ему, испытующему наши сердца и утробы (ср. Псал. 7,10), от всего сердца, чтобы Он сам просветил ум и сердце человека; если Он увидит, что молитва твоя дышит любовью и исходит от всего сердца, то непременно исполнит желание твоего сердца и ты вскоре же скажешь, увидевши перемену в том, за кого молишься: сия измена десницы Вышняго (Пс. 76, II).
Когда видишь в ближнем недостатки и страсти, молись о нем; молись о каждом, даже о враге своем. Если видишь брата гордого и строптивого, горделиво с тобой или с другими обращающегося, молись о нем, чтобы Бог просветил его ум и согрел его сердце огнем благодати Своей, говори: Господи, научи раба Твоего, в диавольскую гордость впадшего, кротости и смирению, и отжени от сердца его мрак и бремя сатанинской гордыни! — Если видишь злобного, молись: Господи, блага сотвори раба Твоего сего благодатию Твоей!..»

Святой праведный Иоанн Кронштадтский 

 

«Душа моя испытала и видела великие милости надо мной и над теми, за которых она молилась; и я понял, что когда Господь дает скорбь о ком-нибудь и желание молиться о нем, то это значит, что Господь хочет помиловать того человека. Поэтому если кому придет скорбь о ком-либо, то надо молиться за него, потому что Господь, ради тебя, хочет помиловать его. И ты молись. Господь услышит тебя, и ты прославишь Бога».
Нельзя не добавить, что и в молитве за ближних, как и в любой добродетели, следует соблюдать разумную меру, чтобы, уклонившись с царского пути рассудительности, не быть обманутым и прельщённым врагом рода человеческого, отцом всех крайностей. Иногда не имеющие рассудительности, этой хранительницы добродетелей, берутся «вымаливать» ближних и даже малознакомых людей, как бы требуя у Бога во что бы то ни стало выполнить их молитвы, настойчиво молятся за самоубийц или живущих в смертных грехах, нарушают каноны Церкви о границах молитвы – и в результате пожинают плоды своего гордого самочиния, навлекая на себя непосильные искушения и беды. Об ограничениях молитвы также будет сказано ниже в этой статье».
Преподобный Силуан Афонский
Митрополит Иларион Алфеев «Виды и формы молитвы» ВИДЕО (продолжительность 07:45)

 

Ошибка в тексте