Молитвы условно можно разделить на хвалебные, просительные, покаянные и благодарственные.
Хвалебные молитвы — это те молитвы, в которых мы прославляем Господа за все Его Божественные совершенства: «Молитвою хвалы, – говорит святитель Филарет (Дроздов), – мы созерцаем совершенства Бога, исповедуем Его премудрость, благость, провидение, помощь». К числу хвалебных молитв нужно отнести и наши акафисты, представляющие собой песнопения духовной радости и отрадного торжества. Да и каждое наше богослужение начинается и заканчивается хвалением – прославлением Господа, троичного в Лицах.
Просительные молитвы — это такие молитвы, в которых мы выражаем пред Богом наши нужды – как телесные, так, главным образом, и духовные. Из богослужения нашей святой Церкви – «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Благословляй благословящия Тя, Господи…», все ектении и прочие.
Покаянные молитвы — это такие молитвы, в которых человек, будучи глубоко проникнут сознанием тяжести своих грехов, пламенно и усердно, со слезами и плачем просит Господа отпустить ему их, не наказывать его за них, освятить его труд над исправлением сердца. в покаянной молитве предметом служат не потребности жизни, как бывает это в просительной, а только просьба о прощении грехов. Часто покаянная молитва следует непосредственно за проступком. Образцами покаянных молитв в богослужении святой Церкви могут служить молитвы, входящие в чин исповеди. Богаты покаянным содержанием и все великопостные моления, в частности же – канон святого Андрея Критского и другие.
Молитва благодарения – это такое расположение нашего духа, при котором мы считаем Бога источником всякого истинного нашего блага и в полноте чувств повергаемся пред Ним в знак своей сыновней признательности. Богослужение святой Православной Церкви содержит много образцов благодарственных молитв. Сюда нужно отнести молитвословия благодарственного молебна, молитвы по причащении Святых Тайн. Сама центральная часть богослужения именуется Евхаристиею, что значит «благодарение»
(Профессор Скурат К.Е., более подробно о видах молитвы можно прочитать здесь)
Молитвы также бывают о себе и о других:
Молитва за ближних — это выражение любви. Так как, по апостолу, «любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13:8), то земные члены Церкви молятся не только друг за друга, но и за усопших ближних. Святые же в Царствии Божием молятся о членах земной, воинствующей Церкви. На этой же связи небесных членов Церкви с земными основана и забота о нас ангелов Божиих, и наши молитвы им.
Слово Божие заповедует нам молиться о ближних и свидетельствует о силе этой молитвы. Господь Иисус Христос заповедал:
«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44); «Молитесь за обижающих вас» (Лк. 6, 28); «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6, 30-31).
Апостол Павел часто просит христиан молиться о нём: «Молитесь о нас» (1Фес. 5, 25). Блаженный Феофилакт Болгарский в толковании на Апостол дает такой комментарий к этим словам: «Итак, не за себя только должно молиться. Заметь смирение: просит учеников молиться тот, который находился в узах за Христа. Да и Петр находился в узах, и за него усердная молитва была совершена Церковью». «Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» — наставляет апостол (1 Тим. 2, 1).
Апостол Иаков заповедует: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16) «и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5, 15).
О том, что молитва о ближних это не только дело любви, но и наш христианский долг, говорят все святые отцы:
Святой праведный Иоанн Кронштадтский