Цитаты священнослужителей о том, что такое страсть

Греховность – некая болезненная язва, кровоточащая рана, темное облако страстей, которое обымает и душу и тело человека. Гордостная самость – вот тот гнилой и затхлый источник, который распространяет по всему нашему естеству зловонные воды всех страстей: чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, тщеславия, гордости, уныния, печали. И вот эти восемь страстей, восемь помыслов, как называют их святые отцы, перемешиваясь между собою, усугубляют в нас действие греха.

Протоиерей Артемий Владимиров

 

Для человека, неопытного духовно и необразованного в науке борьбы со злом, страсти воспринимаются как некое желание естества. Он еще и задумывается, а стоит ли с ними бороться, если это свойство нашей природы. Некоторые из страстей имеют основания в требованиях плоти, некоторые – не имеют, но никакая из страстей сама по себе в нашу природу не заложена. Однако от незаметного для самого человека постоянного употребления этих пороков они становятся как бы внутренней частью нас и исходят из сердца уже как естественные его пожелания. Поэтому их естественность и соприродность нашей душе только кажущаяся. На самом деле, как свидетельствует двухтысячелетний опыт Церкви, человек с помощью Божией способен совершенно искоренить страсти из души своей.

Протоиерей Георгий Нейфах

 

Страсть – это греховный навык, вросший в душу. Каким же образом страсть врастает в душу? Перу известного английского писателя Уильяма Теккерея принадлежит следующий афоризм: «Посейте поступок – пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер, посейте характер – пожнете судьбу». Для того, чтобы придать этому афоризму святоотеческий смысл, необходимо подставить в начале его следующую фразу: «Посейте мысль – пожнете поступок». Все начинается с мысли – и грех, и добродетель.

Протоиерей Сергий Дергалев 

 

«Связь болезни с грехом очень прочная: ведь это самый первый грех – отступление от Бога – привел в мир смерть, а с нею скорби, страдания и болезни. «Сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1: 15), – утверждает апостол Иаков. И каждое наше нарушение воли Божьей, как повторение греха Адама, уводит от Бога и в итоге заставляет страдать. Духовная жизнь искажена, душа мучается от страстей, разум пленен злыми помыслами, тело же болеет и в итоге разрушается. Церковь связывает исцеление тела с исцелением души: с прощением грехов и с избавлением от греховных привычек. Господь пришел «взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19: 10) – спасти изнемогающего под гнетом греха и его последствий человека. И в церковном таинстве Елеосвящения, так же, как и в таинствах Покаяния и Причащения, происходит оставление грехов и обретение духовного здоровья».

Протоиерей Михаил (Браверман)

 

Все страсти, которые в нас есть, – это внутренние позывы, внутренняя сила, что тянут человека к греху. Получается, что страсть – это сила греха, которая сидит в человеке. Грехи – это то, как эта страсть проявляется. Грехов достаточно много, но они не в хаосе, они относятся к той или иной страсти. Эти грехи часто бывают между страстями взаимосвязаны, но их все равно можно определить к той или иной страсти.

Протоиерей Андрей Канев

 

Страсть всегда вызывает страдания, потому что-либо она ненасытна, либо она агрессивна по отношению к человеку как страх, как неутолимая жажда, она заставляет человека страдать, потому что она вызывает тревогу, уныние. Она поражает его эмоциональную сферу и в любом случае это патология человеческой души.

Иерей Андрей Лоргус