Страсти – иначе грех, в обширном значении этого слова. Апостол, когда говорит о «грехе, живущем в человеке» (Рим. 7-14; 17-20), разумеет под словом грех заразу злом всего естества человеческого, разумеет страсти. Это состояние называется также состоянием «плотским» (Рим. 7:14; 8:8) и «смертью» (Рим. 7:24; 8:2).
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится. То есть страсть — это уже нечто большее, чем грех, это — греховная зависимость, рабство определенному виду порока.
Преподобный Иоанн Лествичник
Что есть грех? Грешное дело есть преступление повелевающей или запрещающей заповеди Божией, или, как говорит Апостол: грех есть беззаконие (1 Ин.3,4). Две особенно черты тотчас отражают в грехе от слов: преступление и заповедь. Там он есть злоупотребление свободы, здесь презрение закона. Грех всегда есть самовольное уклонение от Бога и святого Его закона в угодность себе.
Греховное расположение, иначе греховная склонность, страсть — есть постоянное желание грешить известным образом, или любовь к греховным каким-нибудь делам или предметам. так, например, рассеянность есть постоянное желание развлечений или любовь к ним. Всякая страсть есть тяжкий и смертный грех, ибо отдаляет от Бога и погашает ревность к богоугодной жизни. Однако ж страсть тем злее и преступней, чем злее и безнравственней ее предмет, чем существеннейние нарушаются ею обязанности и чем она застрарелее.
В грехе, говорит св. авва Дорофеев, есть две стороны: одну составляют греховные дела, а другую — греховная страсть. Страсть служит источником и причиною греховных дел, — а дела суть произведение и выражение страсти.
Святитель Феофан Затворник
Самое тяжелое рабство — это рабство страстям…От замедления в грехе или от многократного повторения греха возникает пристрастие или привычка ко греху. Так появляется пристрастие к пьянству, воровству, лихоимству, блуду, клевете, осуждению и прочим беззакониям. Пристрастие это или привычка бывают так сильны, как вторая природа человека… поскольку пристрастие глубоко укореняется в сердце. И чем больше человек творит какой грех и медлит в нем, тем более углубляется пристрастие в его сердце. Как дерево чем больше растет, тем более в землю прорастает корнями, так чем больше греховный обычай растет, тем глубже укореняется в человеческом сердце.
Святитель Тихон Задонский
Иное суть страсти, и иное – грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто-то приводит их в исполнение на деле, т.е. совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти; ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним.
Преподобный авва Дорофей
Слово «страсть» – это название, объединяющее целую группу грехов. Например, в книге «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями», составленной святителем Игнатием (Брянчаниновым), перечислены восемь страстей, и после каждой идет целый список грехов, объединенных этой страстью. Например, гнев: вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение его ума, непрестанный крик, спор, бранные слова, ударение, толкание, убийство, памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида на ближнего.
Иногда восемь страстей называют смертными грехами. Такое название страсти имеют потому, что могут (если полностью завладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. Согласно святым отцам, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником определенного порока. Это учение коренится в Евангелии: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находя, говорит: возвращусь в дом свой, откуда вышел, и придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11, 24–26)».
Священник Павел Гумеров
Сравнительная таблица понятий: страсть, грех, похоть, искушение
«Толковый словарь живого великорусского языка», В. Даль | «Толковый словарь русского языка»,
Д.Н. Ушаков
|
Перевод с церковнославянского
(протоиерей Григорий Дьяченко «Полный церковнославянский словарь»)
|
Краткое церковное толкование с сайта https://azbyka.ru/ |
|
Страсть | Страсть ж. страсти мн. (страдать) страданье, муки, маета, мученье, телесная боль, душевная скорбь, тоска; особ. в знач. подвига, сознательное принятые на себя тяготы, мученичества | Сильное чувство, увлечение, создаваемое побуждениями инстинкта | Страдание, мучение, муки, сильное желание чего-либо запрещенного | Греховная зависимость, проявляющаяся в сильном влечении человека к определенному виду греха. |
Грех | Грех — поступок, противный закону божию; вина перед Господом | У верующих — нарушение религиозно-нравственных предписаний (религ.).
|
Непопадание в цель, промах | Преступление закона Божия, беззаконие: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (Ин.3:4). |
Похоть
|
Похоть (книжн.). Грубочувственное половое влечение, вожделение | Распутство, страсть | Всякое противоестественное, противозаконное греховное желание, влечение, страсть | |
Искушение | Соблазн, желание чего-н. запретного, недозволенного | Внутренний помысл, мысль или желание, подталкивающие человека ко греху. |