Безмолвие

Преподобный Ефрем Сирин (306-373), христианский богослов и поэт, один из Учителей Церкви IV века.

«Слова подвижнические. Слово 41. О молчании»

«Если любишь безмолвие – матерь покаяния, то с удовольствием возлюби и малые телесные лишения, и укоризны, и обиды, какие польются на тебя за безмолвие. Без этого предуготовления не возможешь жить в безмолвии свободно и невозмутимо. Если же будешь пренебрегать указанным, то соделаешься причастником безмолвия, сколько благоугодно будет Богу».

 

Преподобный Иоанн Лествичник (525—595 (605) или 579—649), христианский богослов, византийский философ, игумен Синайского монастыря. Ав­тор аскетического духов­но­го тво­ре­ния «Ле­стви­ца или Скрижали духовные», по которому и по­лу­чил про­зва­ние Ле­ствич­ни­ка.

Слово 27. «О священном безмолвии души и тела» из книги «ЛЕСТВИЦА ИЛИ СКРИЖАЛИ ДУХОВНЫЕ».

«Когда ты выходишь из уединения, храни собранное; ибо если отворены дверцы в клетке, то птицы, в затворе бывшие, вылетают. И тогда уже не будет нам никакой пользы от безмолвия».

 

Епископ Варнава (Беляев) (1887 — 1963) — священник Русской Православной Церкви, аскетический писатель, юродивый.

«Молчание и безмолвие» из книги «Основы искусства святости. Том.4. Отдел III. Душевный человек в борьбе со страстями».

«Посему у отцов много раз встречаются предупреждения не только не уходить на безмолвие страстным, но даже и не мечтать об этом: «Никто из тех, которые подвержены раздражительности и возношению, лицемерию и памятозлобию, да не дерзнет когда-либо увидеть и след безмолвия, чтобы не дойти ему до исступления ума, и только», – говорят они.

 

 

Митрополит Иларион (Алфеев) (1966), архиерей Русской Православной Церкви, митрополит Волоколамский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, богослов, патролог, церковный историк, композитор и педагог.

«Опыт безмолвия в молитве». Выдержки из глав «Молчание» и «Внимание» книги «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие». 

«Почему Христос заповедует не многословить в молитве? Потому что молитва рождается не из слов и она не есть только сумма произнесенных нами прошений. Прежде чем произнести молитву, ее нужно услышать. Все великие произведения поэзии и музыки не были составлены поэтами и композиторами из отдельных букв или нот, но прежде родились где-то в глубинах души, прозвучали там, а потом уже воплотились в слова и звуки. Молитва тоже является творчеством – она рождается не в многословии, а в глубокой тишине, в сосредоточенном и благоговейном молчании».

 

Митрополит Иерофей (Влахос) (1945), епископ Элладской Православной Церкви, митрополит Навпактский и Свято-Власиевский. Греческий богослов, писатель.

«Безмолвие как метод лечения» из книги «Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души».

«Это не излишество, не особый образ жизни, доступный лишь немногим, или, вернее, не специальный метод, который могут использовать одни только монахи. Оно предназначено для всех. Умное безмолвие – это делание, необходимое человеку для того, чтобы он мог достичь своей главной цели – созерцания Бога, обожения».